Чуть больше года назад был ратифицирован документ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и ряд законодательных актов России. Первоочередной задачей закона было создание правового фундамента для реально действующей системы негосударственных экспертиз в сфере инженерии и проектирования. Которая смогла бы составить здоровую конкуренцию государственных экспертным центрам. Обеспечить достижение этой цели были призваны положения нового документа, ликвидирующие исключительное право госэкспертиз на проведение исследований, а также предоставляющие частным учреждениям паритетные права на оказание данных услуг. Исключения составили только объекты, относящиеся к специально оговоренному разряду.
Вводимые принятым законом изменения предполагали принципиальное уменьшение сроков процедуры согласования документов и их общего количества, а также качественное улучшение самих заключений. В частности, право итоговой подписи заключения получал только аттестованный эксперт, а оценка выводов экспертизы должна была осуществляться исключительно по экстерриториальному принципу.
Увы, как только закон вступил в действие (это произошло в апреле прошлого года), участники рынка столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к его исполнению. Дело в том, что закон поставил перед экспертными учреждениями ряд обязательных условий, выполнения которых к началу апреля не сумело обеспечить ни одно из них. Причиной тому, главным образом, отсутствие необходимого количества аттестованных экспертов. Виновником данной ситуации были признаны государственные органы, которые в срок не разработали новые критерии и параметры аттестации, но заморозили действие ранее выданных аккредитаций. В результате, деятельность независимых экспертиных организаций была парализована на целый квартал. Лишь спустя 3 месяца гос. органы подтвердили аккредитации 20 из 500 учреждений. Вследствие чего, предложение рынка независимых экспертиз было многократно сокращено.
Экспертное сообщество выступило с обвинением органов, ответственных за подготовку специалистов, в некомпетентности. Однако проблематика дефицита аттестованных экспертов по-прежнему не снята с повестки дня. Тщетной оказалась даже попытка Минэкономразвития исправить положение за счет срочных мер, поскольку негосударственные учреждения, которых лишили аккредитации, смогут восстановить полномочия не ранее, чем через год.
Очевидна недостаточная проработка алгоритма действий негосударственных экспертиз в новых условиях. Но и это далеко не все. Предложенный законопроект де-факто устраняет понятие "экспертиза инженерных изысканий и проектной документации" уже с этого года (исключения составят только особые объекты капстроительства). Более того, имеющиеся на текущий момент положения предусматривают ликвидацию экспертного исследования и замену оного заявлением о соответствии.
Разумеется, данная перспектива находит у профессионалов лишь скептические отклики. Аналитики рынка убеждены, что в настоящее время на первый план выходит проблематика безопасности строительства, разрешение которой пытаются найти в механизмах обязательного страхования объектов. Печальным следствием подобных решений может стать резкое падение качества проекто-изыскательных работ и, соответственно, всех последующих циклов строительства. Кроме того, обязательное страхование станет дополнительным финансовым бременем.
Большинство экспертов оценивают предложенный документ, как недоработанный, несвоевременный и спорный, рискующий поставить под удар безопасность капитальных объектов.