В настоящий момент сфера управления многоквартирными домами (МКД) испытывает определенный кризис квалифицированного менеджмента. В частности, стандарты качества проводимых работ и конкретная ответственность участников ничем не регламентированы. Подобное «безвластие» приводит к целому комплексу злоупотреблений, как со стороны госорганов, так и простых участников рынка. В конечном итоге все это приводит к оказанию некачественных услуг, замыкаясь на потребителе. По оценкам аналитиков, совокупный ущерб, понесенный гражданами в результате некачественного управления МКД, составляет порядка 160 миллиардов рублей. Очевидно, что рынок управления многоквартирными домами остро нуждается в конкретном и понятном механизме управления, который бы не только обозначил должные правила и стандарты, но и неусыпно контролировал их исполнение.
Благо, активная работа в этом направлении уже ведется. В частности, разработан и подготовлен к рассмотрению законопроект об изменениях Жилищного кодекса и отдельных законодательных актов РФ. Проект закона предусматривает обязательное саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами. Авторы закона надеются, что это наведет порядок на рынке и приведет сферу обслуживания МКД к единым стандартам. В конечном итоге это должно обеспечить условия для добросовестной конкуренции в области услуг ЖКХ. Законопроект предполагает наличие саморегулируемых организаций (СРО). Членствовать в СРО обязаны будут все субъекты, осуществляющие управление и обслуживание МКД. Таким образом, их деятельность будет упорядочена. При этом предусматривается и саморегулирование, но оно будет доступно только тем объединениям собственников, чья совокупная жилплощадь превышает 3000 квадратных метров. Данные субъекты смогут осуществлять управление МКД самостоятельно, не заключая договор с управляющей организацией.
Подчинения единым стандартам и установленным правилам лиц, управляющих МКД, планируется достигать с помощью механизмов имущественной ответственности и финансовых гарантий. Так, члены СРО обязаны будут участвовать в формировании компенсационного фонда, а также, по желанию СРО, страховать гражданскую ответственность. Что даст возможность обеспечить потребителю должную компенсацию ущерба, понесенного в результате деятельности участников СРО. Таким образом, невыполнения правил саморегулируемой организации обернется для ее участников ощутимыми материальными убытками. Организация будет нести и субсидарную ответственности, однако ее размер не сможет превышать объем компенсационного фонда. Непосредственный надзор над членами СРО будут осуществлять специализированные органы. Таковые получат полномочия применять к нарушителям строгие меры дисциплинарного воздействия. В крайних случаях будет рассматриваться вопрос об исключении из СРО, что обернется запретом на управление многоквартирными домами на срок вплоть до 3 лет. Кроме того, предусмотрена возможность применении процедуры медиации (использование досудебных механизмов в разрешении спорных ситуаций).
Федеральным контролирующим органом авторы законопроекта предлагают сделать Национальное объединение СРО. Данная структура будет осуществлять единый надзор над всеми участниками СРО страны. Однако, помимо контролирующих, на Национальное объединение СРО будет возложена и образовательная функция. В частности, объединение займется организацией профессионального обучения всех членов и работников СРО. Все саморегулируемые организации будут обязаны членствовать в Национальном объединении. Само же оно, как и общий государственный реестр всех СРО, перейдет под госконтроль специализированного органа власти, который будет уполномочен правительством РФ.
Новый закон также предполагает наличие высококомпитентного «контрагента», в обязанности которого включат поддержку исполнительных участников рынка и выявление недобросовестных. Кроме того, В настоящий момент сфера управления многоквартирными домами (МКД) испытывает определенный кризис квалифицированного менеджмента. В частности, стандарты качества проводимых работ и конкретная ответственность участников ничем не регламентированы. Подобное «безвластие» приводит к целому комплексу злоупотреблений, как со стороны госорганов, так и простых участников рынка. В конечном итоге все это приводит к оказанию некачественных услуг, замыкаясь на потребителе. По оценкам аналитиков, совокупный ущерб, понесенный гражданами в результате некачественного управления МКД, составляет порядка 160 миллиардов рублей. Очевидно, что рынок управления многоквартирными домами остро нуждается в конкретном и понятном механизме управления, который бы не только обозначил должные правила и стандарты, но и неусыпно контролировал их исполнение.
Благо, активная работа в этом направлении уже ведется. В частности, разработан и подготовлен к рассмотрению законопроект об изменениях Жилищного кодекса и отдельных законодательных актов РФ. Проект закона предусматривает обязательное саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами. Авторы закона надеются, что это наведет порядок на рынке и приведет сферу обслуживания МКД к единым стандартам. В конечном итоге это должно обеспечить условия для добросовестной конкуренции в области услуг ЖКХ. Законопроект предполагает наличие саморегулируемых организаций (СРО). Членствовать в СРО обязаны будут все субъекты, осуществляющие управление и обслуживание МКД. Таким образом их деятельность будет упорядочена. При этом предусматривается и саморегулирование, но оно будет доступно только тем объединениям собственников, чья совокупная жилплощадь превышает 3000 квадратных метров. Данные субъекты смогут осуществлять управление МКД самостоятельно, не заключая договор с управляющей организацией.
Подчинения единым стандартам и установленным правилам лиц, управляющих МКД, планируется достигать с помощью механизмов имущественной ответственности и финансовых гарантий. Так, члены СРО обязаны будут участвовать в формировании компенсационного фонда, а также, по желанию СРО, страховать гражданскую ответственность. Что даст возможность обеспечить потребителю должную компенсацию ущерба, понесенного в результате деятельности участников СРО. Таким образом, невыполнения правил саморегулируемой организации обернется для ее участников ощутимыми материальными убытками. Организация будет нести и субсидарную ответственности, однако ее размер не сможет превышать объем компенсационного фонда. Непосредственный надзор над членами СРО будут осуществлять специализированные органы. Таковые получат полномочия применять к нарушителям строгие меры дисциплинарного воздействия. В крайних случаях будет рассматриваться вопрос об исключении из СРО, что обернется запретом на управление многоквартирными домами на срок вплоть до 3 лет. Кроме того, предусмотрена возможность применении процедуры медиации (использование досудебных механизмов в разрешении спорных ситуаций).
Федеральным контролирующим органом авторы законопроекта предлагают сделать Национальное объединение СРО. Данная структура будет осуществлять единый надзор над всеми участниками СРО страны. Однако, помимо контролирующих, на Национальное объединение СРО будет возложена и образовательная функция. В частности, объединение займется организацией профессионального обучения всех членов и работников СРО. Все саморегулируемые организации будут обязаны членствовать в Национальном объединении. Само же оно, как и общий государственный реестр всех СРО, перейдет под госконтроль специализированного органа власти, который будет уполномочен правительством РФ.
Новый закон также предполагает наличие высококомпитентного «контрагента», в обязанности которого включат поддержку исполнительных участников рынка и выявление недобросовестных. Кроме того, «контрагент» будет представлять всю сферу управления МКД, а также распространять положительную практику, взаимодействуя как с госорганами и субъектами рынка, так и с простыми гражданами «контрагент» будет представлять всю сферу управления МКД, а также распространять положительную практику, взаимодействуя как с госорганами и субъектами рынка, так и с простыми гражданами.