По мнению следственного комитета РФ, деятельность оценщиков, применяющих заведомо неверные нормативы или включающих в отчет недостоверную информацию, достойна уголовного преследования. В то же время предполагаемый бум хищений собственности, который может произойти после планируемого в 2016 году урезания доли государства в крупных корпорациях, привел к тому, что в данный момент разрабатывается комплекс мероприятий, обеспечивающих законность процедуры приватизации госимущества. Одним из наиболее популярных коррупционных механизмов в подобных ситуациях является занижение цены объектов собственности и их продажа контролируемым компаниям. Именно так действовали нечистые на руку функционеры во время приватизации непрофильных объектов Минобороны.
С целью предотвращения аналогичных правонарушений сотрудники СКР предлагают обязать претендентов на участие в торгах за право приватизации предоставлять информацию как о контролируемых учреждениях, так и о получателях конкретной выгоды. Последнее в данный момент не делается. Кроме того, следственный комитет рассчитывает, что силовые структуры получат полномочия оперативно-розыскной деятельности. Что, по их мнению, создаст необходимые условия для проверки юридических лиц и предоставляемых ими документов.
Однако ряд экспертов отрасли полагают, что силовики могут использовать ширму оперативно-розыскных мер для вторжения в организацию аукционов и создания новых рычагов давления на бизнес. Специалисты указывают на то, что следственные органы уже имеют в своем арсенале комплекс действенных методов противодействия искусственному занижению цены объекта. В частности, это применение в отношении недобросовестных руководителей государственных компаний положений Уголовного Кодекса.
Тогда как инициатива по обязательному обнародованию полного списка выгодоприобретателей и учредителей, по мнению, аналитиков может сыграть действительно важную роль в предотвращении попадания государственных активов в руки компаний, связанных с чиновниками взаимными интересами. Тем более, что это также поможет отвести от последних тень подозрений, которые иной раз выдвигаются совершенно безосновательно.
В то же время некоторые правоведы убеждены, что желание следственного комитета перенести данные проблемы из гражданско-правовой сферы в плоскость уголовной ответственности негативно отразится на инвестиционной привлекательности страны. Планируемое повышение ответственности оценщика им видится неоправданным и бессмысленным, поскольку окончательное решение о начальной стоимости объекта принимает продавец.
Предлагаемые органами следствия нововведения могут послужить катализатором для создания новых конфликтных ситуаций Что особенно беспокоит специалистов в свете того, что многие инициативы СКР получили статус законов. Однако отмечается, что на этот раз предложения следственного комитета могут остаться без законодательной поддержки.
А ведь проблема доступности сведений о бенефициариях и учредителях компаний может быть решена уже сейчас. Также, как и недавно поставленная президентом задача продажи государственной собственности по максимальной цене. Но имеет ли в этом случае значение личность покупателя?
Несомненно, любые законные шаги, предотвращающие коррумпированность чиновничьей среды заслуживают внимания. Однако заблуждением было бы рассчитывать устранить все проблемы только изменив уголовное законодательство.