Государственная дума рассмотрела во втором чтении проект закона, регламентирующего процедуру оформления банкротства физических лиц. В канун заседания кредитные учреждения, коллекторские фирмы, институт арбитражных управляющих, судебные органы и другие стороны, деятельность которых затронет новый закон, решили объединить усилия с тем, чтобы донести до депутатов обобщенные поправки к рассматриваемому документу. Одной из таковых является инициатива по исключению из содержания законопроекта положений о несостоятельности индивидуальных предпринимателей. Авторы настаивают, что размер долга , возникшего вследствие кредитования бизнеса, как правило, значительно превышает объем займа рядового гражданина. Потому уравнивать их в правовой сфере совершенно нелогично.
Другой немаловажной поправкой является предложение зафиксировать сумму задолженности, достаточной для признания банкротства, в размере 200 тысяч рублей. Тогда как в настоящий в момент эта ставка составляет 50 тысяч. В качестве аргументов за увеличение минимальной квоты приводится несоизмеримость расходов на судебное рассмотрение дела, а также наличие огромного количества граждан, задолжавших 50 тысяч и больше. Данная сумма подрывает основы потребительского кредитования. Немудрено, что кредитор попытается компенсировать риски за счет увеличения процентной комиссии и ужесточения требований к заемщику. Кроме того, бытует закономерное опасение, что при условии единовременного обращения в суд на всех россиян, задолжавших полсотни тысяч рублей, судебные органы попросту не справятся с объемом работы.
Одна из поправок направлена на устранение абсурдной практики, когда должник проживает в огромном заложенном под кредит доме, но не имеет права продать его в счет погашения задолженности. Предлагается допустить возможность реализовывать объект недвижимости, если площадь оного превышает оговоренные законом санитарные нормы.
Важнейшим элементом процесса признания банкротства должно стать уведомление кредитора о грядущей реструктуризации долга. Законопроектом же предусматривается лишь возможность кредирота получить эту информацию в едином госреестре по собственной инициативе. После чего он имеет право заявлять о своих требованиях. Но, в случае, если это будет сделано несвоевременно, должник полностью освободится от кредитных обязательств. Соответственно, первичная редакция документа благоволит заемщику, ущемляя права кредитора.
По мнению авторов поправок, текст законопроекта необходимо было дополнить непреложным обязательством должника уведомлять кредитора о всех изменениях собственного материального положения, вплоть до окончания процедуры банкротства. А срок реструктуризации долга разумно было бы согкратить до трех лет, что могло бы существенно снизить процент фиктивных банкротств. Наконец, немаловажным видится введение опции разрешения спора в досудебном порядке. За счет разработанного и принятого обеими сторонами плана по погашению долга.