01 Февраля 2013 года •
Читали 1980 раз •
Добавил
Гайсина
Количество претензий к российской судмедэкспертизе нарастает
Главным предназначением судебно-медицинской экспертизы считается беспристрастное формирование объективной доказательной базы. Однако реальность зачастую расходится с теорией. Суду подчас предлагается несколько взаимоисключающих экспертных заключений. Как правило, судьи останавливают выбор на заключении, поддерживающем сторону обвинения. Однако, если после этого открываются обстоятельства, в итоге обеспечивающие подсудимому оправдательный вердикт, у судьи могут быть большие проблемы.
Одним из наиболее показательных примеров несовершенства отечественной судмедэкспертизы является резонансное дело педофила Макарова. В самом начале процесса судом было инициировано исследование мочи пострадавшей девочки. Судмеэксперт Исаенко выявила в образце сперматозоиды, принадлежащие обвиняемому. Но последующая экспертиза, произведенная авторитетными генетиками, всецело опровергла итоги первичного исследования. Суд, впрочем, все равно вынес обвинительный приговор. Чем обусловлено ложное заключение Саенко - недостатком профессионализма или преднамеренным обманом - сказать сложно. Так или иначе, при данном раскладе, никто не застрахован от того, чтобы стать следующей жертвой правосудия. И это при том, что базальным принципом судебно-медицинской экспертизы, как и любой другой, является непредвзятость специалистов, объективность суждений и неангажированность выводов.
Однако, главная проблема института отечественной судмедэкспертизы - это некомпетентность, ставшая прямым следствием интеграции в медицину механизма товарно-денежных отношений. Так, если в советский период работа в судебной экспертизе считалась элитарной (с соответствующей кадровой селекцией), то сейчас в эту сферу идут те, кому не нашлось места в пластической хирургии и стоматологии - наиболее привлекательных, с финансовой точки зрения, медицинских специальностях. Логично предположить, что примерно то же относится и к новой волне преподавательского корпуса.
Вывод может быть только один: отечественная судебная экспертиза пребывает в коматозном состоянии. Попытка реанимирования посредством переливания миллиардов бюджетных рублей и процедуры с загадочным названием "федерализация" оставляет уйму вопросов по части оправданности и эффективности. Возможно, лучше начать с учреждения коллегии судебных медиков, уполномоченной отнимать лицензии у недобросовестных коллег. Ведь устоявшийся в сфере порядок дел основательно подрывает репутацию истинных профессионалов своего дела.