+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    12 Марта 2013 года • Читали 6341 раз • Добавил Воронин

    Практический опыт отбора электронных образовательных ресурсов для использования в учебном процессе в средней школе

    Введение

    В настоящее время, когда наука и технологии не стоят на месте появилась необходимость вносить технологические инновации в процесс обучения, как на нижних, так и на верхних ступенях. Рассуждая о внедрении технологических систем, подразумевается привлечение к процессу обучения различных электронно образовательных ресурсов (ЭОР). На различных этапах, можно использовать ЭОР которые более правильно влияют на объект и субъект обучения. Так можно выделить три этапа:

    1. Выбор ЭОР для обучающихся в младших классах. Для учеников начальной школы при выборе ЭОР необходимо руководствоваться их психологическими и валеологическими функциями развития. Так ранее знакомство с компьютерными технологиями может просто отбить желание самостоятельно принимать и осознавать предлагаемый материал. Поэтому самыми лучшими ЭОР на данном этапе могут стать устройства аудио и видео записи. Так не редко на уроках в младших классах используются материалы, транслирующие голоса, звуки, а также подробный видеоряд по тому или иному предмету.

    2. Ученики старшей школы. Данный период обусловлен быстрым восприятием информации, следуя из того что в настоящее время предмет «Информатика» включен в обучение с начальных классов, появляется возможность вносить компьютеризированость в процесс обучения. Так появляются пособия, которые полностью заменяют учебный материал, и могут систематически поддерживать знания и умения ученика. Электронные учебники оснащены огромным количеством ссылок и вкладок, которые позволяют досконально и точно изучать тот или иной предмет. А также каждый раздел подкреплен специальной программой по проверке пройденного материала, что позволяет достаточно четко определять уровень знания учащихся.

    3. Третий этап. К третьему этапу относят учащихся высших учебных заведений. В настоящее время образовательный этап в ВУЗАХ полностью интегрирован под самостоятельную работу. Во всех европейских странах внедряется Болонский процесс что позволяет использовать ЭОР в полном объеме в процессе обучения. Так что на данном этапе все технологические вариации образовательного процесса.

    Часть 1. Опыт выбора ЭОР. Критерии отбора ЭОР

    Каждый преподаватель должен самостоятельно подобрать, какую технологию подбора ЭОР необходимо применить в том или ином случае. На собственном опыте могу смело заявить, что основными критериями, которыми руководствуюсь при подборе ЭОР для ведения правильного образовательного процесса, являются психологические и физиологические возможности и потребности учеников при изучении предмета на данном этапе развития.

    Но не стоит злоупотреблять лишь использованием ЭОР потому как ученик должен развиваться всесторонне, а технологичность процесса обучения порой мешает общему развитию. Для демонстрации предмета на первых этапах обучения используется компьютер и проектор. При визуальном контакте с материалом, а также подкреплением его с интеллектуальной стороны ( при помощи учебников, пособий), ученик более точно начинает осваивать поданый материал. С другой стороны такой метод обучения становится более интересным, так как появляется возможность просмотреть некоторые нюансы и решения того или иного материала совершенно под другим углом, который невозможен при устном разборе предмета.

    Также необходимо учитывать то, что когда вы выбираете для себя критерии подбора ЭОР, вы можете руководствоваться технологией учебного проектирования. Что позволяет вам вместе с учащимися совместно разрабатывать план течения урока, а также внедрять в него новые технологии.

    При работе со старшими классами чаще всего используются электронные учебники и пособия. Что позволяет учителю контролировать процесс обучения, как в школе, так и в домашних условиях. Некоторые разработанные системы рассчитаны на то чтобы систематически отсылать данные о подготовке ученика непосредственно на компьютер учителя. Но в домашних условиях такое обучение более распространено, так как не многие школы еще имеют возможность позволить себе установку компьютеров в каждом профильном кабинете. Такой процесс обучения можно отнести к западным образовательным учреждениям, так как многие дисциплины в их колледжах, школах и вузах, проводятся только на компьютерах, а вступительные тесты и экзамены практически полностью компьютеризированы.

    Так что основными критериями можно считать индивидуальное отношение учителя к предметам ЭОР. а также к построению урока при их помощи.

    Проблемы при выборе ЭОР

    В связи с тем, что увеличение технологических возможностей с каждым днем становится все больше, каждый преподаватель имеет возможность организовывать процесс обучения при помощи ЭОР. Тем более что в настоящее время разработано огромное количество образовательных программ, которые делают выбор еще проще, но даже при таких возможность количество проблем при выборе специализированных ЭОР ресурсов неограниченно.

    На своем опыте я столкнулся с тем, что при выборе ЭОР возникают проблемы, решение которых чаще всего уходит в материальную сторону вопроса. Так не каждое общеобразовательное учреждение может позволить себе содержать и постоянно пополнять классы, которые были бы подготовлены для работы учеников с компьютером, проектором и другими средствами. Поэтому мной был проведен мониторинг знания, возможностей, и способности учеников познавать азы предмета при помощи инновационных технологи.

    Для мониторинга была отобрана группа учащихся от 7-11 классов с различной успеваемостью, В качестве текста давались визуальные и текстовые вопросы, на восприятие окружающей среды, степень готовности познавать предмет при помощи виртуального общения учителя и ученика. При сборе и обработке информации выяснилось, что лишь небольшое количество учащихся воспринимает компьютер как подручное средство для обучения, другая же часть считает его лишь развлекательным устройством.

    Поэтому исходя из данной информации, появилась новая проблема – подбор ЭОР. Для того чтобы внести более новые и прогрессивные технологии в процесс обучения пришлось подумать над тем как правильно внедрить инновации туда где для них пока что мало что предназначено. Специально для этого «не открывая велосипед» мною была разработана новая программа обучения старшеклассников, которая более напоминала дистанционный процесс. Ученик в домашних условиях разрабатывал ту или иную тематику урока, причем эта могла быть как аудио, видео запись, так и презентация темы. После на уроке тема разбиралась, причем выбор темы был произволен. Такой подход вызвал большой интерес у учеников, потому как они могли проводить время не за простым зубрением уроков, а творчески подходить к выполнению задания. Ученики старших классов привлекались для проведения уроков информатики в младших, что для молодого поколения служило большим примером для подражания.

    Проблема с ЭОР в домашних условиях была исчерпана, оставалось только решить ее на школьном уровне. Для занятий использовался один компьютер и проектор, которые позволяли ученикам демонстрировать свои работы. А при помощи тестовых программ оценки знания учеников, и школьного компьютерного класса появилась возможность проводить тестовые модули по проверке усвояемости учениками образовательного процесса. Хочется отметить то, что в тестовые задания были включены не только вопросы типа «а, б, в», но и задачи которые ученику приходилось решать самостоятельно, а в тесте указывать лишь правильный ответ (вариантов не было). Именно такой подход позволил не только проявить быструю реакцию, но и знание предмета полностью.

    Результаты отбора ЭОР

    В результате того что в процесс обучения были включены инновационные технологии появилась возможность систематизировать процесс обучения и привлечь большее количество учеников к разработке планов урока и методов новой подачи материала.

    При помощи компьютерного оснащения класса информатики и подбора проектора для работы с визуализацией учебного материала. Большинство ознакомительных стендов, слайдов и презентаций было изготовлено самими учениками. Появилась возможность смотреть видеофильмы, которые посвящены непосредственно изучению предмета, а также подобраны в зависимости возвратных и физиологических характеристик обучаемых. В результате мы получаем к 11 классу ученика, который более рационально воспринимает подаваемый материал, а также полностью готов к усвоению новых тем по той или иной дисциплине. Визуальное общение с учеником помогает воздействовать не только на его глаза, но и на мышление в целом. Подача материала группе учеников, воспринимается более эффективно и подкрепляется при помощи различных учебнопозновательных игр. Например, «Что? Где? Когда?», а также игры по ролям, например «Билл Гейтс, Стив Джобс» так ученики не только вливаются в процесс образования при помощи ЭОР, но и развиваются в отсутствии перед их глазами искусственного интеллекта. Так что результаты внедрения ЭОР в процесс обучения школьников прошли успешно, материал усваивается полностью, и подкрепляется тематическими заданиями и контролями проверки знаний учеников.

    Часть 2. Оценки методической эффективности электронных образовательных ресурсов.

    Как уже указывалось ранее эффективность ЭОР целиком и полностью зависит от того как будет проведен процесс внедрения того или иного подручного средства обучения в общеобразовательный процесс. Если преподаватель четко ставит перед собой цели быстрого и оптимального решения нахождения новых решений по внедрению ЭОР, то действия оправдывают себя в будущем.

    Новизной моего проекта является то, что все статистические исследования, а также методологические подобраны специально и индивидуально под каждого ученика. Может это звучит не ново, но в дальнейших разъяснениях я четко опишу свою точку зрения.

    Внедрение и эффективность ЭОР при работе с учениками на уроке информатики

    Обучение учеников по моей методике происходит в три этапа, причем при том, когда человек усваивает этап, для него появляются некие поощрения и бонусы, так как при непрохождении программы на финальных ее стадиях ученику снова приходится начинать все заново проходить. То есть, есть стимул, который позволяет учащимся массово воспринимать и понимать предложенный им материал.

    В начале, предмет информатика начинается с 1 класса, процесс обучения начинается с внедрения в него видео и аудио эффектов. Этого можно добиться в простой школе без оборудованного компьютерного класса лишь при помощи просто магнитофона на CD дисках, и телевизора с видеоплеером. При помощи такого комплекта ЭОР вы с легкостью можете демонстрировать ученикам необходимые опыты, тем более количество аудио и видеозаписей доступных сегодня для просмотра просто безгранично, так что решение и действия остаются за преподавателем. Например, можно использовать видеоматериалы, которые показывают тот или иной опыт, а точнее его применение в повседневной жизни. В конце процесса обучения производится контроль, в виде тестового задания, а также индивидуальной работы учеников. Это может быть видео снятого ими информационного процесса, или практическая работа выполненная ими же самими. Что более вовлекает в процесс обучения. Именно это позволяет получать большую отдачу в процессе обучения от любого учащегося.

    На втором этапе в процесс обучения включаются компьютерные технологии. Ученик воспринимает информацию при помощи слайдов и анимации. А также начинает обучаться прохождению тестовых заданий при помощи компьютера. Для большего понимания на последнем этапе обучения. Этот этап позволяет ученикам развивать общее мышление, а также подчеркивает их отношение к предмету. В будущем такое определение и правильное усвоение знаний помогут ученику более реалистично оценивать свои возможности при поступлении в высшее учебное заведение.

    На третьем этапе большая часть времени отдается самостоятельно подготовке ученика к уроку. Теперь в качестве задания он получает самостоятельную работу с ЭОР, причем это могут быть не только простейшие презентации, но и моделирование новых моделей предложенных учеником. Так на одном этапе мы можем получить внедрение ученика в процесс обучения, и его интерес к науке, что есть огромным плюсом для каждого педагога. Практически все контрольные и тестовые задания на третьем уровне компьютеризированы. Также учитель может предложить ученикам свою помощь в домашних условиях по средствам общения через персональный компьютер. Для учеников 10-11 классов разрабатываются дидактические материалы и учебники при помощи которых ученик легко может запоминать новую тему по средствам того что весь упор идет уже на пройденный материал. Большим плюсом данного этапа является то, что ученик все более начинает представлять ту систему, по которой происходит обучение в вузах.

    Если оценивать все три этапа подготовки, то можно смело заявить что каждый ученик прошедший обучение по моей схеме остается довольным, так как он имеет возможность непосредственно общаться с учителем, а также воспринимать все новые материалы наряду со своими сверстниками. Он одновременно становится учеником и педагогом и это еще больше подстегивает его на новые и новые открытия. Такой процесс облегчает первые три года обучения в вузе, так как программа по внедрению ЭОР проведена еще на низших стадиях обучения. По моим наблюдениям 90% учеников более четко и рационально начинают воспринимать такую программу, обучение становится более интересным, а технологические средства не просто средствами для развлечения.

    Эффективность внедрения ЭОР можно сказать практически стопроцентная, каждый педагог который использует новые технологические методы, я уверен не пожалел об этом. Но не стоит забывать о книгах, которые также должны идти в ногу со всеми остальными рабочими предметами. Так как ученик должен быть развит во всем. Пусть электронные учебники будут основой закрепления материала дома. Тем более как уже указывалось, что не в каждой школе есть возможность содержать классы информатики, математики, химии, физики которые были бы полностью оснащены компьютерами.

    Для начала внедрения постарайтесь провести беседу с учениками и объяснить им, что обучение по дистанционной методике с учителем это не только легко, но и полезно. Больше общения, и тогда ваш предмет будет востребован молодежью.

    Вывод

    ЭОР - это то без чего в ближайшее время процесс обучения просто не будет возможен. Внедрение ЭОР в систему обучения является одной из самых объективных и проблемных сторон финансирования государством общеобразовательных учреждений сегодня. При малейших уклонах в сторону внедрения ЭОР необходимо разъяснить ученику, что данный процесс поможет ему в будущем адаптироваться в современном обществе. При внедрении ЭОР педагог получает большую заинтересованность учащихся в предмете. Использование ЭОР на сложных дисциплинах позволяет ученикам, более точно понять предмет. Правильный подбор ЭОР, это индивидуальный подбор программы подготовки для каждого ученика индивидуально. Больше общения с учеником, большее рвение познавать ваш предмет.

    Работу выполнил Воронин Сергей Анатольевич, дипломант конкурса ИНФО-2012 в номинации «Опыт выбора и оценки методической эффективности электронных образовательных ресурсов».

    Яндекс.Метрика