+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    04 Апреля 2013 года • Читали 3708 раз • Добавил Воронин

    Развитие социально-психологических механизмов профессионального развития, как совокупности внутренних психологических состояний и процессов

    В данной работе я рассмотрю с позиции психологии развития социально - психологические механизмы профессионального развития, как совокупности внутренних психологических состояний и процессов, из которых состоит в дальнейшем профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке труда.

    Характерной особенностью современного российского образования является постепенная интеграция в мировое образовательное пространство. Становится очевидным стремление к преодолению профессиональной замкнутости и культурной ограниченности. В системе образования РФ устойчиво прослеживается тенденция к подготовке широко образованной и профессионально успешной личности, специалиста широкого круга с высококультурным мышлением. Проблема профессионального развития мышления специалиста становится в последние годы все более актуальной, и приобретает особую значимость в контексте изучения социально-психологических механизмов, как совокупности внутренних состояний и процессов, из которых состоит в дальнейшем профессиональная успешность и конкурентоспособность современных специалистов. Рефлексия опыта успешности и эффективности решения, практических и профессионально-психологических задач, как начинающими, так и опытными специалистами, позволяет заметить, что одной из важнейших проблем профессиональной подготовки специалистов является именно проблема уровня профессионального развития мышления, состояние которой сложно назвать оптимистичной.

    Динамика профессионального развития мышления обусловливает как рост и становление личностных свойств и характеристик мышления, повышения его процессуальных и результативных показателей, так и максимальную интеграцию и реализацию в профессиональной деятельности значимых и специфических качеств мышления, которые ориентированы на структуру и содержание профессиональной деятельности, особенности профессиональных задач, специфику средств и технологий, используемых соответствующие этические и правовые нормы. Следует отметить, что не только наличие и высокий уровень развития профессионально важных знаний и умений по решению различных классов профессиональных задач, обусловливает профессиональное развитие мышления, которое исследовали В. Кремень, Н. Кузьмина, В. Семиченко, Т. Сорочан, В. Третьяченко. Но и, самое главное, обусловливает также активное качественное преобразование мышления и всех его составляющих с ориентацией на профессиональную деятельность, профессиональные требования, технологии и техники, что приводит прежде всего к принципиальному изменению мышления. И что характерно - мышлению придаётся также новое содержание и специфическая психоэнергетика в условиях профессиональной деятельности. Термин «профессиональное мышление», который в последние годы активно применяется в профессиональной психологии, в психологии труда и акмеологии (специальном разделе психологии развития), означает высший уровень профессионального развития мышления и тесно связан как с понятиями «профессиональная ментальность», «профессиональное самосознание», которые выступают как психологические условия, факторы профессионального развития мышления, его движущие силы, так и с понятием «профессиональная компетентность», что, в свою очередь, является интегральным показателем уровня профессионального развития специалиста в условиях модернизации образовательного пространства. Среди приоритетных направлений модернизации образовательного процесса необходимо прежде всего выделить обучение способности учащегося эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность [10, 375].

    Существующая концептуальная модель профессиогенеза, как механизмов мышления специалиста содержит пять стадий: профессиональной ориентации и накопления; профессиональной адаптации; профессионального становления; профессиональной универсализации и стереотипизации; профессиональной конструктивности и творческой саморегуляции и саморазвития (по Н. Повьякель). И, как отмечено данным автором, - «Управление процессом профессионального развития обеспечивает учет на каждой из указанных стадий психологических условий и достижения уровня профессионального развития всех необходимых и профессионально важных регулятивных компонентов (сформированность профессионального самосознания, профессиональной мотивации, профессионально важных личностных качеств, уровня развития интеллекта, саморегуляции, интегральных регулятивных процессов и т.д.)» [6]. Прежде всего, мы должны говорить о том, что образование должно быть направлено на развитие перечисленных компонентов при наличии профессиональной естественности, под которой понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии [10, 298]. Вместе с тем изменяются и требования к профессионализму [11, 8], ибо эффективность его деятельности становится невозможной без непрерывного общего и специального образования, что способствует формированию профессиональной естественности в новых условиях развития науки и общества. В новых социально-экономических условиях система образования неразрывно связана с изначальной целью и стратегией образования. Отсутствие в новых условиях четко выраженной цели, ее расплывчатость и сохранение традиционной (неэффективной) стратегии образования являются основными причинами низкого уровня ее результативности, несоответствия результатов новым требованиям общества, предъявляемым современному человеку. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей и навыков , что снижает возможности последующей социальной адаптации. Важно отметить, что среди причин такого дисгармоничного развития в процессе обучения можно выделить следующие:

    - отсутствие универсальной психолого-педагогической теории развивающего обучения каждого ученика или студента с учетом его способностей и интересов (личностно развивающее обучение - это фикция в современных социально-экономических условиях или утопия тех, кто в это верит со времен, когда начали заниматься индивидуализацией обучения на 45-ти минутных занятиях при скученности в группе или классе у 25-40 учеников или студентов);
    - сохранение в массовой образовательной практике репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления и креативности личности (без последнего не может быть инноваций);
    - неподготовленность педагогов и психологов к работе с одаренной учащейся молодежью, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями;
    - снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом.

    Чтобы быть успешным в социуме - необходимы новые образовательные концепции, которые были бы направлены на развитие тех, кто учится (ученик, студент), как здоровой личности и творческой индивидуальности. Поэтому, следуя советам К. Ушинского, успеваемости может научить только успешный педагог, то есть - педагог акме-уровня, у которого теоретико-методологическая база его профессионального мастерства находится на достаточно высоком уровне.

    Акмеология (от древнегреческого acme - цветущая сила, вершина) - наука о вершинах, о высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека, важнейший раздел психологии развития. Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, который способен к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. В основе саморазвития и самоорганизации заложена потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни. Акмеология обращена к Homo Sapiens - человека разумного в полном смысле этого слова. Человек разумный - это человек, рефлексирующий свою цель и способный действовать, умеющий предвидеть результаты своих действий, имеющих «Я-концепцию», ответственный за свою жизнь и ее качество. Акмеология - это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: педагога и ученика или студента, а также психолога и ученика или студента. Акмеология образования опирается на психологию развития человека в учебной и профессиональной деятельности (Е. Ананьев, А. Бодалев, А. Деркач, Н. Кузьмина, А. Реан и др.). Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современного образования.

    В акмеологии ведущей категорией является развитие. Поэтому акмеологию можно определить как важную составляющую в области педагогики и психологии развития. Акмеологический подход к повышению профессионального уровня заключен в актуализации потребности учащегося в саморазвитии и самосовершенствовании. Очень важным является определение основных направлений саморазвития по содержанию, сотрудничество с родителями, преобразование своей социокультурной образовательной среды и др..). Основной механизм развития - это творчество как высший уровень психической деятельности человека (Я. Пономарев). Акмеология изучает условия самореализации творческого потенциала человека в образовательной среде в различных сферах деятельности (Н. Кузьмина). Повышение профессионального уровня специалиста открывает большие возможности для развития интеллектуального, художественно-эстетического, и креативного уровней. Креативность - это значимая черта человека, который хочет преуспеть в современном обществе. Стремление к творчеству в любой профессиональной деятельности и к повышению профессионального уровня в образовании создает благоприятные предпосылки для жизненного и профессионального успеха специалиста любой области.

    Профессиональная ментальность отражает тот жизненный факт, что в результате включения личности в профессиональную сферу деятельности именно позиция специалиста к миру, установки, мышление трансформируются согласно собственно профессиональной деятельности [7, 8]. Ментальность как индивидуальное прочтение и интерпретация жизненного опыта является для личности одной из форм интуитивного усвоения духовного и профессионального мира человека. Это является условием активизации и эффективной реализации духовно-творческого, энергетического и интеллектуального потенциала личности в профессиональной деятельности. Именно поэтому следует рассматривать профессиональную ментальность как внутренний регулятор, как один из механизмов и психологическое условие профессионального развития мышления. Где ведущим условием, психологическим фактором профессионального развития мышления является уровень профессионального самосознания, что обусловливает осознание человеком своей принадлежности к определенной профессиональной группе, выборочную деятельность самосознания личности. Иными словами, профессиональная компетентность специалиста предстает не только мерилом профессионализма в исполнении профессиональных обязанностей вообще, но и мерилом профессионализма процессов, обеспечивающих профессиональную деятельность, а также определяющим фактором, от которого зависит успешность реализации социальных, познавательных и профессионально важных функций специалиста [11, 9].

    Обобщая результаты многочисленных исследований, можно сформулировать предположения относительно того, на базе каких именно благоприятных свойств мышления у специалиста осуществляется профессиональное развитие мышления, и, соответственно, имеет проявление профессиональная компетентность в решении профессионально-психологических задач, а именно: активность и инициативность мышления, высокая познавательная активность; глубина и широта мышления; логичность и организованность мышления, способность мыслить при наличии «информационных пустот»; прогнозируемость и умение домысливать, «додумывать» недостаточную или необоснованную информацию, которая не имела место в реальности, умение ставить гипотезы и исследовать их; изобретательность; гибкость и пластичность мышления, скорость; практичность; креативность; ясность и критичность мышления и т.д. Итак, профессиональное мышление, как понятно из данного перечня свойств, можно считать идеальным мышлением, модели «акме» - мышления [10]. Важными психологическими условиями профессионального развития мышления являются также личностные качества специалиста, например, духовные качества, интересы, стремления, ценностные ориентации, черты характера, психофизиологические характеристики личности. Проведенные нами наблюдения за особенностями профессионального мышления, с точки зрения акмеологии (специального раздела психологии развития), позволяют отметить в нем недостаток профессионально важных специфических свойств творческого мышления (гибкость мышления, нешаблоннисть, широта, критичность, открытость, антиципация и склонность к предвидению, независимость мышления, реверсивность и эмпатийность), уровень развития которых, к сожалению, недостаточный у студентов - будущих специалистов.

    Список использованной литературы

    1. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача / В. Андронов // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 88-95.
    2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. Митина. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
    3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения/ Кавтарадзе Д.Н. - М.: МИСИ «Флинта», 1998. - 192 с.
    4. Психология менеджмента / [Под ред. Г.С. Никифорова]. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. - 572 с.
    5. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / [пособие для специалистов, работающих с персоналом]. - М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. - 400 с.
    6. Повьякель Н.И. Рефлексивная самоорганизация регулятивных процессов в деятельности практического психолога в контексте становления профессионального потенциала специалиста / [Актуальные проблемы психологии]. Том 1.: [Социальная психология. Психология управления. Организационная психология]. - М.: Институт психологии им. Г.О.Костюка, 2002, 4. 3. - С. 117-124.
    7. Зинченко В.П. Мир сознания и структура сознания / Зинченко В. // Вопросы психологии. -1991, - №2. - С. 5-17.
    8. Сонин В.А. Психолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя / Сонин В.А. - Смоленск: Школа. 1997. - 260 с. 9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Парыгин Б. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
    10. Психология. Словарь / [Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. - 2-е изд., испр. доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
    11. Третьяченко В.В. Педагогический профессионализм преподавателя в формировании его профессионального сознания / Виктория Третьяченко / / Теоретические и прикладные проблемы психологии. - Луганск. - 2009. - № 1 (21). - С. 6-10.
    12. Третьяченко В.В. Социально-психологические технологии моделирования совместной деятельности в управленческих командах педагогов / Виктория Третьяченко / / Теоретические и прикладные проблемы психологии. - Луганск. - 2008. - № 1 (18). - С. 6-13.

    Работу выполнил Воронин Сергей Анатольевич для Института образования Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики", магистерская программа "Управление образованием".

    Яндекс.Метрика