Образование сегодня в значительной мере определяет параметры как жизненного пути отдельной личности, так и развития всего общества и государства. Американский конгрессмен, признанный специалист в сфере образования Дж. Брадемас выделил несколько аспектов той роли, которую образование играет в современном мире. Во-первых, как говорили ещё древние греки, оно необходимо для счастья человека, ибо развивает его жизненные цели. Во-вторых, оно является своего рода социальным лифтом, лестницей, ведущей к достижению социального и экономического успеха. И в третьих, оно «стало основой наших надежд на укрепление нации в экономическом и материальном отношении, на качественном уровне интеллектуальной и культурной жизни». [1]
Прошлый ХХ век, несомненно, был веком образования. Оно было непосредственным участником всех колоссальных перемен, которые мир испытал в прошлом столетии. Параллельно с увеличением объёма мирового промышленного производства и появлением новых отраслей промышленности, переходом мировых коммуникаций на новый уровень, ростом населения, развитием социальных процессов образование выходило на новый уровень, повышалась его роль, и расширялись его масштабы. Но, случилось так, что образование, оказав неоценимую услугу современному миру в его развитии, стало одной из жертв прогресса.
Говоря кратко, управленческую ситуацию в образовании можно охарактеризовать так: образование не соответствует уровню запросов, предъявляемых к нему обществом на данном этапе своего развития, эту проблему видят все заинтересованные стороны, но согласия по решению проблемы среди них нет. В своём эссе я рассмотрю управленческую ситуацию в современном российском образовании и опишу своё видение механизма её разрешения. Я выбрал именно российское образование, потому что сегодня оно находится на важном этапе своего развития, к этой сфере приковано внимание всего общества, начиная от простого родителя школьника и заканчивая Президентом РФ. Управленческая ситуация здесь одновременно интересная и непростая.
Рассмотрим три группы постоянно действующих факторов, определяющих сегодня управленческую ситуацию в российском образовании: базу, цель и внешнюю среду.
Говоря о базе, проанализируем потенциал образования, который может быть использован для достижения цели, а также недостатки, груз прошлого, который был накоплен в этой сфере. Потенциал в советские времена был накоплен немалый. Согласно рейтингу ЮНЕСКО, в котором учитываются все уровни образования в отдельной стране, начиная от дошкольного, и заканчивая высшим и послевузовским, в 1991 году система образования СССР находилась на 3-м месте в мире. Сегодня российское образование находится в третьем десятке того же рейтинга. При этом ситуации в школьном и высшем образовании значительно различаются.
Так, в недавнем интервью телеведущему Владимиру Познеру министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что «система общего, школьного образования в России является неплохой по всем существующим мировым стандартам». «Она соответствует уровню самых развитых стран по самым разным критериям: по доступности для разных слоев населения, по уровню знаний и умений школьников мы одни из лучших в Европе и уж точно в десятке в мире». [2] При этом Дмитрий Ливанов признал, что база российского образования была подорвана тем, что в последние два десятилетия государство уделяло мало внимания этой сфере. В первую очередь это выразилось в недостаточном финансировании. Как следствие, инфраструктура всей отрасли пришла в упадок, уровень подготовки учительского корпуса упал и не соответствует современным требованиям, новые технологии пришли в эту сферу с опозданием и используются в недостаточной мере.
Если при всех существующих проблемах российские школьники в целом показывают знания лучше, чем большинство школьников из других стран, то в высшем образовании управленческая ситуация сложнее. По словам того же министра образования, российская высшая школа очень отстала по темпам развития, которые сегодня демонстрируют лучшие мировые ВУЗы. Материально-техническая база российских высших учебных заведений устарела, а потенциал преподавательского корпуса значительно ослаблен по нескольким причинам: «утечка мозгов» на Запад и в отечественный бизнес, уход старых кадров на заслуженный отдых и малая их заменяемость молодыми преподавателями.
Существуют проблемы и в среднем профессиональном образовании. За последние 20 лет престиж технических профессий упал. Выпускники школ стремились овладеть такими специальностями, как юрист, экономист, бухгалтер, менеджер. В настоящее время на рынке труда существует переизбыток молодых специалистов с такими специальностями. При этом ощущается нехватка квалифицированных рабочих. Но современное производство, оснащённое современным оборудованием, требует действительно квалифицированных рабочих рук. Большинство средних специальных учебных заведений не в состоянии выпустить высококлассных специалистов. Не позволяет это сделать ни устаревшая материально-техническая база, ни квалификация педагогического корпуса.
Но, если необходимость реформ понимают многие, то для чего их проводить? Я считаю, что главная цель образования должна совпадать с основной целью государства – обеспечение конкурентоспособности национальной экономики и политической независимости. Поясню свою мысль на простом примере. В прошедшем ХХ веке серьезная реорганизация образования прошла в странах, которые осознали роль этой сферы в социальном и экономическом развитии своего общества. В Японии реформы пришлись на 50-70-е годы, во Франции – 50-е, во время правления де Голля, в Испании – 60-70-е годы. В этих странах система образования сегодня развита на высоком уровне.
Япония, начав после Второй Мировой войны модернизацию производства, пошла по пути покупки иностранных технологий – так экономились время и ресурсы. Но уже в 60-е годы этот путь привёл к сильной зависимости от иностранных партнёров. Чтобы ослабить эту зависимость, был взят курс на укрепление национального научно-технического потенциала. Ещё в 50-е годы в результате реформы высшего образования существенно возросло количество колледжей и университетов, научно-исследовательских учреждений. Как следствие, из импортёра технологий Япония превратилась в одного из мировых крупнейших экспортёров их, одновременно став одной из самых сильных мировых индустриальных держав.
Каким же должно стать российское образование в результате разрешения нынешней управленческой ситуации в этой сфере? На мой взгляд, целью реформирования должна стать новая модель образования, построенная на иных деятельностных и целевых принципах, нежели сегодняшняя модель. Новое образование должно отвечать таким вызовам времени, как неимоверно возросший темп жизни, быстрая смена актуальных моделей производства и технологий, всё ускоряющийся рост информатизации, постоянное усложнение форм труда и оснащённости производственной деятельности. К сожалению, существующая модель образования не в силах угнаться за этими процессами.
Российское образование в последнее время находится в фокусе общественного внимания. Иногда складывается впечатление, что в образовании, как и в футболе, разбираются все. Поэтому третий фактор, определяющий управленческую ситуацию в образовании, – внешняя среда, имеет большое значение.
Мощной внешней силой, влияющей на образование, является государство. И это естественно, ведь роль первого для успешного существования второго переоценить сложно. В этом аспекте управленческая ситуация выглядит следующим образом. В мае 2012 года на смену бывшему министру образования Андрею Фурсенко пришёл новый – Дмитрий Ливанов. С его приходом начались серьёзные преобразования в сфере образования. Причём, сам Ливанов подчёркивает, что этот процесс нужно называть оздоровлением, а не реформой. Но многие критики министра, значительная часть которых – критики действующей власти, всё же говорят о реформе, причём вредной. Некоторые из критиков даже договорились до того, что вместе с нынешним министром пришла команда терминаторов, главной целью которых является уничтожение любой ценой существующей системы образования, в частности, высшего.
Резонансными для общества становятся даже такие, казалось бы, частные вопросы, как единый учебник истории и список литературы, рекомендованный школьникам для прочтения. По вопросу единого учебника истории, кстати, не раз высказывало свою позицию и первое лицо государства, Президент Владимир Путин. Но, на мой взгляд, это показывает, что власть в области образования значительное внимание уделяет идеологии, а не действительно коренной модернизации этой сферы. В любом случае такой пристальный интерес к образованию с разных сторон означает, что при разрешении управленческой ситуации в российском образовании третий фактор, внешние силы, будет играть большую роль.
Механизм разрешения управленческой ситуации в образовании
Исходя из анализа, управленческую ситуацию в образовании я бы охарактеризовал как проблемную. Образование не соответствует уровню запросов, предъявляемых к нему обществом, существующая модель его недостаточно выполняет задачу обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Для разрешения этой ситуации, на мой взгляд, следует двигаться в двух направлениях. Первое из них относится к стратегическим, второе – к тактическим.
Во-первых, нужно определиться с новой моделью образования, найти его новые основания – сюда входит формирование у всех, вовлечённых в этот процесс (как школьников-студентов, так и учителей-преподавателей) нового современного мышления, а также наработка соответствующих новых мыслительных и обучающих техник.
На данном этапе ситуация с развитием образования крайне зависима от направления социального развития страны. Несмотря на два десятилетия реформ, наше общество в целом до конца не определилось, каким оно хочет быть, каким может и каким должно быть. Соответственно, образование, как подсистема общества, не знает, каким требованиям ему соответствовать сегодня и в будущем. И этим существенно осложняется управленческая ситуация в образовании.
Так как образование – это сфера, где развивается общество во всех своих проявлениях и аспектах, здесь лежат корни его завтрашних достижений и поражений в любом направлении: экономике, культуре, политике, праве. И потому для эффективного управления этой сферой она должна быть изучена экономистами, культурологами, политологами, юристами, и так далее. Для разработки образовательных программ и проектов новой модели образования необходимо привлечь самый широкий круг специалистов.
Во-вторых следует активизировать применение новых средств для решения задач, которые стоят перед образованием сегодня и останутся актуальными в новой модели. Сюда входит фундаментализация информации и знания, обновление материально-технической базы, расширение применения новых информационных технологий, переподготовка преподавательского состава в соответствии с новыми требованиями. И, разумеется, всё это должно быть подкреплено финансированием в необходимых объёмах.
Обсуждение механизма разрешения
Для разрешения данной управленческой ситуации, по моему мнению, следует применять несколько стратегий. Для решения задач, стоящих сегодня, то есть для реагирования на отклонения, существующие во внутренней среде, необходимо регулирование. Для взаимодействия с внешней средой следует придерживаться стратегий «адаптация» и «лоббирование». Кроме того, создание новой модели образования невозможно без применения стратегии «инновация», тем более, что источником управленческой ситуации в данном случае является интеллектуальная подсистема.
С какими особенностями вероятней всего придётся столкнуться при разрешении управленческой ситуации в образовании? Начнём с базы и цели. Важнейшие её составляющие – инфраструктура, педагогический корпус и научный потенциал соответствуют старой модели образования. При достижении такой цели, как модернизация, большую роль будет играть «человеческий фактор». Здесь цель всей сферы образования («задание») может существенно не совпасть с собственными целями работников этой сферы («выгода»). Конечно, ни один преподаватель не откажется обучать учеников-студентов в новых аудиториях с применением самого современного оборудования. Поэтому в плане инфраструктуры весь вопрос будет заключаться только в достаточном финансировании её обновления.
Но обновлены должны быть и знания и умения педагогов. Для реализации новой модели образования должна быть проведена серьёзная и масштабная переподготовка и повышение квалификации педагогического корпуса. Естественное и понятное стремление человека избежать вреда (затраты времени, сил, напряжение при сломе старой парадигмы) способно на первом этапе существенно затруднить функционирование всей сферы.
Рассматривая влияние третьей группы постоянно действующих факторов, то есть внешней среды, я бы подробнее остановился на взаимодействии образования с бизнесом. Если на уровне общего школьного образования такое взаимодействие в большинстве случаев ограничивается лишь спонсорской помощью, то на уровне профессионального и высшего образования перспективы для сотрудничества неизмеримо шире.
Выше я уже упоминал о диспропорции гуманитарных и технических специальностей, сложившейся в нашей стране некоторое время назад. Это привело к тому, что промышленность начала испытывать голод в профессиональных высококвалифицированных специалистах. Средние специальные учебные заведения не могут удовлетворить этот спрос, в том числе и из-за устаревшей материально-технической базы. Промышленный бизнес может изменить ситуацию, финансируя отдельные учебные заведения, готовя в них специалистов «под себя», под свои нужды.
Похожий механизм взаимодействия может быть реализован и в связке «бизнес - высшая школа». Высшие учебные заведения должны стать инновационными. Вокруг них должны зарождаться старт-апы, организовываться высокотехнологичные компании. Студенты, ещё получая образование, должны на практике реализовывать получаемые знания. И бизнес здесь должен стать не только инвестором этих проектов, но и потребителем получаемых в них результатов.
Управленческую ситуацию в современном российском образовании можно назвать проблемной. База, при наличии определённого потенциала, оставшегося с советских времён, обременена большим количеством проблем. Цель не является окончательно выработанной, у различных групп существуют свои взгляды на направление развития образования. Внешняя среда существенно влияет на данную сферу, но может предоставить этой сфере и трамплин для скачка. Для разрешения управленческой ситуации я бы предложил одновременное движение по двум направлениям: стратегическому и тактическому. Среди стратегий следует придерживаться адаптации, лоббирования и инновации.
Список используемой литературы:
1. Brademas J. The Politics of Education. Conflict and Consensus on Capitol Hill. - Univ. of Oklahoma press. Norman and London, 1987, р.7.
2. Интервью Дмитрия Ливанова Владимиру Познеру 17 марта 2013 года. http://vladimirpozner.ru/?p=11586
Работу выполнил Воронин Сергей Анатольевич для Института образования Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики", магистерская программа "Управление образованием".