Российская Федерация провозгласила образование приоритетной сферой государственных интересов. Целью государственной политики в данной области должно стать максимальное улучшение состояния и эффективности общего образования в стране. В концепции модернизации развиваются основные мысли по обновлению общего образования. Шире используются такие понятия, как гуманизация – уделяется больше внимания к личности ребенка и индивидуализация – в ходе учебного процесса учитываются особенности каждого учащегося. Образование должно быть ориентировано не только на усвоение учащимися необходимой суммы знаний, но также способствовать максимально полному развитию их личности, раскрытию созидательных способностей. Школа должна не только сформировать целостную систему знаний, навыков и умений ребенка, но также дать учащимся опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности. Эти ключевые компетенции определяют качественный уровень, на котором должно находиться современное образование.
О путях развития общего образования говорится, в частности, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Этот документ был инициирован и позже утвержден в то время Президентом РФ Д.А. Медведевым. Вот шесть основных направлений развития общего образования, прописанных в данной концепции:
• Переход на новые образовательные стандарты
• Развитие системы поддержки талантливых детей
• Совершенствование учительского корпуса
• Изменение школьной инфраструктуры
• Сохранение и укрепление здоровья школьников
• Большая самостоятельность школ [1]
Инициатива вызвала широкий резонанс в обществе, в ее обсуждении принял участие самый широкий круг граждан нашей страны, и не только педагоги и родители учащихся. В этой работе я рассмотрю национальную инициативу «Наша новая школа» с позиции психологии развития. Слово «развитие» употребляется в документе много раз и применительно к самым разным аспектам. Но достаточно ли тех мер, которые предлагаются в этом документе, для полноценного развития детей в современном обществе? Насколько полно будут удовлетворены потребности детей школьного возраста?
Прежде, чем перейти к анализу национальной инициативы «Наша новая школа», нужно вспомнить, как развивалась психологическая наука, изучающая развитие ребенка. Это поможет понять более отчетливо, насколько сегодня близки педагогика и психология. Интерес к особенностям психики ребенка в связи с целями обучения и воспитания проявлялся многими представителями научно-педагогической мысли Нового времени, начиная от Я.А. Коменского и Дж. Локка. Подъем экономической жизни во второй половине XVIII века выявил потребность в новых формах образования, и этот интерес еще обострился. В частности, И. Песталоцци прямо указывал, что намерен весь процесс обучения выстроить на психологической основе. Но на тот момент наука такую основу еще не могла подготовить.
С течением времени возрастная психология и психология развития выделилась в самостоятельную область науки. Важной вехой на этом пути стало появление педологии, связанной с именем крупного американского психолога Стенли Холла. Он и предложил термин «педология» для обозначения науки, которая должна была бы изучать все стороны развития ребенка – физическое, физиологическое, социальное, психическое. Педологию в то время противопоставляли педагогике. Педагогика – это наука об обучении и воспитании ребенка, а педология – наука о развитии ребенка. Сегодня себя никто не называет педологом – ни в нашей стране, ни на Западе, хотя этот термин долгое время существовал в России. Педологами себя считали Л.С. Выгодский, М.Я. Басов. В 1936 году в Советском Союзе было принято постановление «О педологических извращениях в системе Народного образования». И в результате этого постановления, педология, как наука, была запрещена. Но сейчас она реабилитирована и многие положения, в частности, разработанные Л.С. Выгодским, актуальны в психологии развития ребенка и сегодня. Развитие – это центральная проблема психологии. Если мы хотим понять психическое явление, то мы должны рассматривать его в развитии. Как говорил Выгодский, когда явление сложилось, мы не можем в нем разобраться, поэтому мы должны вернуть явление к его начальному состоянию, и шаг за шагом проследить все этапы его становления. Так же он говорил, что если мы хотим понять развитие, мы должны научиться его правильно анализировать. На первых страницах своей книги «Мышление и речь» Выгодский выделил два вида анализа: анализ на элементы и анализ на единицы.
Изучаемое явление мы можем разложить на мельчайшие частицы – элементы или единицы. При этом элемент утрачивает свойства целого явления, а единица сохраняет их. Эта идея используется и для изучения психики. Элементами развития психики будут психические процессы. Когда мы изучаем психические процессы у ребенка, то о самом ребенке мы практически ничего не узнаем. А единицей психического развития ребенка является психический возраст. Единицей же анализа развития личности для Выгодского было ключевое переживание. Эти термины ученый описал в своей статье «Проблема возраста», опубликованной в 4-м томе собрания сочинений. [2]
Психологический возраст – это относительно замкнутый цикл развития ребенка, который имеет свою структуру и свою динамику. Это определение надо разделить на три части, каждая из которых имеет значение. Его относительная замкнутость означает, что есть возможность перехода от одного возраста к другому. Он имеет свою структуру, в структуру входит характеристика социальной ситуации развития ребенка (ССРР). Эта ситуация всегда специфическая, неповторимая, в каждом возрасте существует своя система отношений между ребенком и взрослым. Ребенок меняется и становится другим, и в то же время взрослый поворачивается к ребенку новыми сторонами, и так до тех пор, пока ребенок сам не станет взрослым человеком.
Эта система отношений всегда содержит в себе внутреннее противоречие. Задача развития, которую нередко называют генетической задачей возраста – это та задача, которая должна быть в этом возрасте решена. Та деятельность, в которой решается задача развития - это ведущая деятельность. Решение задачи ведет к формированию у ребенка новых психических способностей, психологических новообразований, того, чего раньше не было. Когда такие новообразования появляются, возникает новое противоречие – между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений, старой социальной ситуацией. Старые отношения ребенка и взрослого становятся тормозом, препятствием для последующего развития ребенка. И с объективной необходимостью возникает кризис развития. Кризис означает, что старая социальная ситуация должна перестроиться и на ее место должна стать новая система отношений между ребенком и взрослым.
Динамика возраста определяется необходимостью разрешения противоречий внутри социальной ситуации и противоречий между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений. У кризиса всегда есть негативная фаза, фаза разрушения старой системы отношений, и фаза позитивная – фаза построения новой социальной ситуации развития, новой системы взаимоотношений. Появляется новая задача развития, формируется деятельность, в которой эта задача решается. В результате ведущей деятельности появляются психологические новообразования. Как же положения, цели и задачи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» учитывают специфику развития ребенка в каждом психологическом возрасте, переход от одного возраста к другому, причины, которые этот переход обуславливают и особенности стабильных и критических возрастов?
С первых же слов документа звучит слово «развитие». При этом мы должны помнить, что развитие – это всегда изменение объекта, переход от одного состояния в другое. Но не всякое изменение является развитием. Есть такие изменения, которые можно охарактеризовать терминами «больше» - «меньше», то есть количественными. Развитие же – это такой переход, который характеризуется качественными преобразованиями, который приводит к появлению нового.
Синонимы слова «развитие» - модернизация и инновации в «Нашей новой школе» определены как единственная возможность для страны стать в XXI веке частью конкурентоспособного общества. Как сказано в документе, при решении этих стратегических задач «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», умение выбирать профессиональный путь [1].
В этом процессе важнейшим элементом является школа. Ее главные задачи на современном этапе – способствовать раскрытию способностей каждого ребенка, воспитать из него патриотичного человека, личность, которая сможет успешно жить в высокотехнологичном мире. На выходе из школы выпускник должен уметь самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, адекватно реагировать на самые сложные жизненные ситуации.
Новая школа – это социальный институт, который соответствует цели опережающего развития ребенка. Для этого в школе должно проходить не только изучение достижений прошлого, но должно даваться знание технологий, владение которыми сделает в будущем ученика конкурентоспособной личностью в быстро изменяющемся мире. Для этого в процессе обучения должны шире применяться творческие занятия и исследовательские проекты, в которых учащиеся научатся осваивать новое, изобретать, грамотно выражать мысли, принимать самостоятельные решения, формулировать свои потребности и интересы и в полной мере сознавать свои возможности.
С точки зрения психологии развития важным является следующее положение этого документа: «Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». И с этим положением тесно связано другое: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет» [1]. Учитель должен не просто «выдать свой предмет», но помочь своим подопечным найти себя, стать творческими, самостоятельными и уверенными в себе личностями. Внимательные к интересам школьников, чуткие и открытые новым идеям – такими должны быть учителя школы будущего».
Уже младший школьный возраст – ответственный период детства, и от мастерства учителей зависит, с каким уровнем личности и интеллекта ребенок из него выйдет, сформируется ли у него умение и желание учиться, появится и закрепится ли уверенность в своих силах. В этот период выделяется особый тип отношений ребенка со взрослым, которые опосредованы задачей: ребенок – взрослый (учитель) – задача. Социальная роль взрослого-учителя связана с предъявлением ребенку важных и обязательных для исполнения требований. По концепции Э. Эриксона в данном возрасте происходит приобщение детей к трудовой деятельности, вырабатывается вкус к работе. Важно, чтобы уже на этом этапе ребенок полюбил творческую работу. А учителя, как сказано в «Нашей новой школе», должны дать ребенку не только знания по отдельным учебным предметам, но и умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Какие же меры предлагает рассматриваемая нами концепция по совершенствованию педагогического корпуса? В документе отдельно говорится о привлечении к учительской профессии талантливой молодежи, а также учителей, которые не имеют базового педагогического образования. Последняя категория должна освоить новые образовательные технологии, пройти психолого-педагогическую подготовку, и начать с успехом демонстрировать учащимся, в первую очередь, старших классов, выбравшим свой профиль обучения, собственный богатый профессиональный опыт.
К сожалению, в части документа «Совершенствование учительского корпуса» это единственный отсыл к психологии. Больше о дополнительном совершенствовании учителей в области психологии не сказано ни слова. Зато много говорится о педагогическом совершенствовании, периодическом повышении и подтверждении квалификации педагога, модернизации педагогического образования, распространении передового опыта, моральной и материальной поддержке учителей. Считаю, что в школе будущего психологическому мастерству учителя нужно уделять не меньше внимания, чем мастерству педагогическому. Конечно, детей должны учить профессионалы своего дела, но достижение поставленных в документе задач невозможно, на мой взгляд, без дополнительной психологической подготовки учителей. Особенно важна такая подготовка учителя, работающего с детьми подросткового возраста, который соотносится с физиологическим возрастом с 10 до 14 лет. Уже упоминавшийся выше американский психолог Стенли Холл в своем труде «Взросление» назвал подростничество периодом «бурей и натиска». К содержательно-негативным характеристикам этого периода развития он отнес конфликтность, трудновоспитуемость, эмоциональную неустойчивость, а позитивным приобретением этого возраста обозначил «чувство индивидуальности».
Часто весь этот период считают кризисным, трактуют, как период «нормальной патологии». Так считал Л.И. Божович, подчеркивая бурное протекание подросткового периода, его сложность как для самого подростка, так и для общающихся с ним взрослых. [3] Со своей стороны Д.Б. Эльконин считал подростничество стабильным возрастом, но выделял предподростковый кризис и кризис при переходе к юношескому возрасту. В то же время Э. Эриксон считал, что в подростковый период и период юношества решается задача достижения идентичности и личностного самоопределения. Способность к рефлексии, сформировавшаяся в средних классах в процессе учебной деятельности, в этом возрасте «перенаправляется» ребенком на самого себя. Подросток сравнивает себя с одной стороны со взрослыми, а с другой – с более младшими детьми, и приходит к заключению, что он уже скорее взрослый, нежели ребенок. Начиная чувствовать себя взрослым, подросток хочет, чтобы его значимость и самостоятельность признавали и все окружающие. У подростка главными психологическими потребностями являются стремлению к «группированию» – более тесному общению со сверстниками, стремление к независимости и самостоятельности, «эмансипации» от взрослых, необходимость в признании другими людьми его прав и свобод.
При этом отечественные психологи не раз акцентировали внимание на том, что современное общество не предполагает подходящих для решения задач подросткового возраста «пространств» («мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться. [4]
Как же эти потребности подростков учитываются в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»? В документе говорится, что школа будущего должна стать центром взаимодействия с местным сообществом, родителями, учреждениями спорта, культуры, досуга, здравоохранения. Как центры досуга, школы должны быть доступны для детей не только в будние, но и выходные и праздничные дни. А спортивные мероприятия, концерты и спектакли, проходящие в школе, должны стать местом общения детей между собой, детей и взрослых, семейного общения и отдыха.
В идеале школа должна стать центром информации и творчества, местом с насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Выполнение этой задачи возможно только при наличии современной инфраструктуры. В новых школьных зданиях должны быть применены оригинальные архитектурные и дизайнерскими решения. Добротная и функциональная школьная архитектура – это и столовая с вкусной и здоровой едой, современная библиотека и медиатека, высокотехнологичное учебное оборудование, скоростной Интернет, условия для занятий творчеством и спортом. Комфортную и функциональную среду в школах будущего должна обеспечить архитектура школьного пространства. Оно должно позволять организовывать работу с учащимися в самых разных формах – занятия в малых группах, исследовательскую, проектную и внеучебную деятельность.
При реализации запланированного потребности учащихся подросткового возраста будут удовлетворяться в большей мере, нежели сейчас. Школа, как культурный и досуговый, а не только учебный центр, станет как раз тем самым местом общения подростков со сверстниками и местом продуктивной деятельности. Но даже протекающий в целом нормально подростковый период характеризуется скачкообразностью, асинхронностью, дисгармоничностью развития. Физические, физиологические и психологические изменение, половое созревание, завышенные притязания и не вполне адекватные представления о собственных возможностях приводят к протестному поведению подростков, провоцируют многочисленные конфликты с учителями и родителями. В данном случае ребенку может квалифицированно помочь психолог. Но о том, что психологическая поддержка учащихся должна шире внедряться в школьную практику, в документе не говорится. И, на мой взгляд, это явное упущение, которое требует исправления.
Жизнедеятельность в юношеском возрасте усложняется. У учащихся старших классов расширяется диапазон интересов и социальных ролей, увеличивается количество взрослых ролей с сопутствующем им мерой ответственности и самостоятельности. Задача выбора жизненного пути, и, в частности, профессии, встает перед каждым старшеклассником. Хотя элементов взрослого статуса становится больше, у юноши сохраняется значительная степень зависимости, идущая еще из детства: это инерция родительских установок на руководство и подчинение, материальная зависимость от взрослых и т.д.
Психологическим критерием вхождения ребенка в юность является резкая смена отношения его к будущему. По словам Л.И. Божович, подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Личность юноши устремлена в будущее, временной горизонт расширяется. Обращенность в будущее, определение перспектив и построение планов на жизнь – «аффективный центр» жизни юноши. [3] Общество, в свою очередь, на данном этапе развития ставит перед юношей конкретную и важнейшую задачу – профессионально самоопределиться. Эта характерная ССРР, ситуация выбора встает перед учащимся в 9 и 11 классах школы: продолжить образование, или завершить его и вступить в трудовую жизнь. Социальная ситуация развития в юности – это порог, от которого начинается самостоятельная жизнь.
Если подросток, думая о будущем, рисуя его картины, не представляет механизмы, которые помогут ему достигнуть желаемого, то юноша в своих размышлениях обдумывает уже не только конечный результат, но и пути и способы его достижения. При переходе от ранней к поздней юности смещаются акценты развития: период первоначального самоопределения завершается, и начинается переход к самореализации. В концепции «Наша новая школа» особое внимание уделяется развитию системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Должна быть создана творческая среда, которая поможет в каждой школе выявить особо одаренных детей. Старшеклассники должны иметь возможность обучаться дистанционно в заочных или очно-заочных школах. Это позволить талантливому ребенку независимо от его места жительства проходить профильную подготовку по усложненным программам.
Существующая на данный момент система конкурсов и олимпиад школьников требует дальнейшего развития. Для уже сформировавшихся талантливых детей такая система поддержки должна быть сформирована в виде образовательных учреждений круглосуточного пребывания. В России имеется опыт деятельности физико-математических интернатов и школ при ряде университетов, и он должен быть распространен на другие научные дисциплины. Поддерживать сформировавшуюся одаренность также призваны слеты, семинары, конференции, летние и зимние школы.
Эти меры, безусловно, помогут подросткам и юношеству как можно раньше определиться со своим жизненным путем и призванием. Но, на мой взгляд, в документе подробно прописаны меры именно поддержки талантливых детей, но недостаточно уделено внимание мероприятиям по их поиску и выявлению. Кроме того, в документе употребляется термин «особо одаренные дети», и поддержка в значительной мере будет идти в первую очередь на них. Я считаю, что от рождения каждый человек имеет какой-то талант, или, по крайней мере, предрасположенность к той или иной деятельности. И следует выявлять предрасположенность, склонность к тому, или иному занятию, у как можно большего круга детей. А сделать это поможет психолог. Но в образовательной инициативе «Наша новая школа» об этом ничего не говорится.
Заключение
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - это серьезный шаг в модернизации отечественного образования. Все пять основных направлений развития общего образования, в той или иной степени, способствуют развитию детей. Ведь целью новой школы в документе прямо продекларировано опережающее развитие ребенка.
Важно, что концепция учитывает специфику развития ребенка в каждом психологическом возрасте, в документе отдельно подчеркивается, что обучение на начальной, общей и старшей ступенях будет происходить по-разному.
При своем первом появлении в школе ребенок вступает в новый тип отношений с взрослым – учителем. Совершенствование учительского состава является одним из главных направлений реформирования школы. Но, основное внимание уделено профессиональной подготовке педагогов, а о повышении их психологической квалификации не говорится.
Потребности детей подросткового возраста в более тесном общении со сверстниками и продуктивной деятельности будут удовлетворяться в большей степени с реализацией мер, направленных на превращение школы из чисто учебного заведения в культурно-досуговый, информационный и интеллектуальный центр. Но не говорится о том, что для детей этого возраста должна в больших масштабах оказываться помощь квалифицированных психологов.
«Наша новая школа» в части образовательных стандартов, большей свободы выбора учебных предметов и поддержки талантливых детей поможет ребятам старшего школьного возраста как можно раньше определиться в своем профессиональном будущем. Но и здесь помощь профессионального психолога лишней не будет.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что реализация мер, предусмотренных в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» соответствует возрастным потребностям детей и способствует их развитию. Существенным недостатком документа, на мой взгляд, является недостаточное внимание к роли профессионального психолога в эффективной деятельности современной школы.
Список используемой литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / http://www.kremlin.ru/news/6683
2. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/ Собрание сочинений в 6-ти т.; Т.4. – М: Педагогика, 1984. - C. 244-268.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Питер. 2008 г.
4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. /Академия. 2000 г. - С. 75 – 76.
5. Психология современного подростка/ Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М. 1987. - C. 8-27.
Работу выполнил Воронин Сергей Анатольевич для Института образования Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики", магистерская программа "Управление образованием".