+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    12 Апреля 2013 года • Читали 4007 раз • Добавил Жорж

    Применение инновационной технологии уровневой дифференциации обучения в процессе преподавания физики в средней школе

    В контексте фактора вариативности к настоящему времени в современном школьном образовании широкое распространение получили вопросы проектирования учебного занятия с использованием инновационных образовательных инструментов, одним из которых является технология уровневой дифференциации обучения (УДО). В сегодняшней школе, где на первое место выходит личностно-ориентированный, индивидуальный, деятельностный подходы, процесс образования должен учитывать все многообразие индивидуально-психологических различий детей, которые влияют на формирование их отличающихся подходов к учебному процессу, его восприятие и демонстрируемые результаты освоения метапредметных и личностных компетенций. Согласно исследованиям Г.К.Селевко [2] выделяются пять основных категорий учащихся. Это малоспособные дети с аномалиями развития задатков, педагогически запущенные ученики, обучаемые со средним уровнем развития и способные, продвинутые в развитии обучаемости ученики. Высший уровень представляют собой одаренные дети. В каждом классе соотношение подобных категорий обучаемых различно. Учитывать индивидуальные особенности обучаемых – как возрастные, так и гендерные, интеллектуально-мыслительные, социальные – педагогу, в частности, учителю физики, помогает технология УДО [1, с.22]. Сохраняя многие черты традиционной технологии обучения, она в то же время содержит ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является явное введение в дополнение к уровню преподавания, на котором ведется обучение физики, базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, задающего так называемые обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при освоении курса физики.

    Нашу деятельность по реализации технологии УДО в практике преподавания физики мы начинаем с мониторинга уровня обученности учащихся, владения ими УДД и определенными новым поколением ФГОС компетенциями. Это помогает правильно задать начальный уровень работы для каждого обучаемого и в дальнейшем поэтапно организовать их работу. УДО предполагает ознакомление школьников с обязательными требованиями: это создает основу для осознанного индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, обеспечивает индивидуально избранную траекторию возможно более полного развития ученика в соответствии с его способностями и интересами. Таким образом, налицо психологически понятная детям ситуация договора, являющаяся преимуществом данной технологии и способствующая добровольному включению школьника в сотрудничество с учителем [1, с. 23].

    Большую эффективность на наших уроках технология УДО демонстрирует при реализации тренировочного тестирования учащихся и промежуточном контроле знаний. Одновременно с содержанием базового уровня готовится тренировочный тест по каждой теме, позволяющий оценить освоение учащимися данного уровня. Рассмотрим пример для 7-го класса при изучении темы «Механическое движение. Плотность вещества», исходя из особенностей учащихся в котором мы разделили задания на 3 уровня сложности: 1-й - задания на знание и применение прямой физической формулы или закона; 2-й - задания в 2-3 действия на определение неизвестной величины из формулы или закона; 3-й (дополнительный) – задания, требующие знания изученного материала и комбинированных действий учащихся. Например, согласно отмеченным уровням сложности это могут быть такие задания, как: 1-й уровень - определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3; 2-й уровень – если стальная отливка объемом 25 дм3 имеет массу 150 кг, определите – является ли отливка сплошной или полной; 3-й уровень – если автомашина грузоподъемностью 3 т должна перевезти песок объемом 40 м3, определите, сколько рейсов ей нужно сделать. Подчеркнем, что дополнительная часть теста нацелена на опережающий уровень и предлагает творческие задания с более высокими требованиями к УДД и компетенциям учащихся. Ее выполнение обязательно оценивается более высокими баллами. В общую таблицу, где представлено содержание уровня, тест, критерии, включается также и домашнее задание, что позволяет реализовать принцип открытости в обучении.

    Важной новой задачей педагога в рамках данного метода является прогнозирование: учет общей готовности учащихся к последующей деятельности; предвидение трудностей, которые могут возникнуть у учащихся во время усвоения материала; перспективный анализ собственной и ученической деятельности. Наш опыт свидетельствует, что данная образовательная технология позволяет достичь значимых учебных результатов: в то время как слабые ученики анализируют и проходят необходимый учебный материал, сильные учащиеся получают больше возможностей для углубленного изучения предмета. У учащихся развиваются поисковые навыки, повышаются познавательные мотивы, растет чувство сотрудничества, снижается эффект единообразия учебной деятельности и контрольных процедур, постепенно исчезает страх перед контролем знаний, расширяется кругозор и физико-математическое мышление в соответствии с их личным уровнем развития, повышается учебная активность. В результате создается личностно-развивающая, психологически комфортная для каждого школьника образовательная среда, способствующая большей эффективности и качеству образовательного процесса.

    Литература:

    1. Проектирование вариативной образовательной среды учебного занятия: Метод. рекомендации/ Автор и науч. ред. М.А.Бодряшкина. М.: изд-во «Приоритет-МВ», 2010. 98 с.
    2. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М.: Педагогика, 2006. 200 c.
    3. Толмачев А.Ю. Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики// Русская цивилизация: наука, образование, общество: Электронный научный журнал. 2013. № 11. URL: http://publ.uchis-online.ru/oct11.pdf

    Санджирева Зоя Хомяевна, учитель физики высшей категории.

    Яндекс.Метрика