С января 2013 года вступают в силу законодательные изменения, касающиеся налогообложения недвижимости. Специалисты считают, что нововведения положительно отразятся на развитии российского оценочного рынка.
Попробуем рассмотреть ситуацию на примере Москвы, надо заметить, что в регионах складывается такая же типичная обстановка в сфере оценки. На сегодня в столице работают 1000 компаний, которые занимаются оценочной деятельностью. Такое количество значительно превышает спрос на данный вид услуг. Открытие большинства новых фирм связано с тем, что часть сотрудников, не желая быть наемными работниками, решают организовать свой бизнес. Тем более, что они уже имеют наработанную базу клиентов.
Еще один ход, который предпринимают оценочные фирмы для того, чтобы занять нишу на рынке, это дружба с банковскими учреждениями, гарантирующая регулярный приток клиентов. Банки предлагают клиентам произвести оценку залогового имущества у определенных специалистов. Но заемщик денежных средств может обратиться и к другому оценщику.
Такой подход к работе позволяет иметь в штате фирмы всего двух сотрудников, что не противоречит законодательству. Несмотря на это рентабельность оценочного бизнеса низкая, необходимо несколько лет упорного труда, что окупить вложения. Существующие препятствия помогают очистить рынок от случайных фирм-однодневок.
Новичкам-предпринимателям бывает непросто сформировать положительный имидж, потому как у некоторых клиентов предвзятое отношение к организациям, которые открылись недавно. А потому конкурентная борьба требует снижения стоимости услуг. Крупные компании для этого стараются предоставить комплексные услуги по оценке, маленькие фирмы пытаются свести к минимуму расходы, в том числе, и за счет утаивания налогов.
В сфере оценки остро стоит вопрос демпинга, который получил широкое распространение, когда дело касается оценки муниципальной или государственной недвижимости. Согласно закону о госзакупках, на торгах побеждает фирма, которая предложила за услуги самую низкую цену. Зачастую это приводит к такому снижению, что не окупает и труд оценщика. Качество подобных услуг оставляет желать лучшего.
А потому фирмы, которые дорожат своей репутацией, избирательно подходят к выбору торгов. Намеренно заниженная стоимость бывает у мелких фирм, которым необходимо закрепиться на рынке и обратить на себя внимание госструктур. К тому же компании, практикующие демпинг, находят способы, чтобы возместить свои потери в цене. Оценка объекта, как правило, подразумевает его дальнейшую продажу, отчуждение на правах аренды. Поэтому некоторые покупатели заинтересованы в низкой стоимости оценки, а оценщик получает «благодарность».
Актуальной остается проблема отсутствие в оценочной деятельности профессиональных кадров. Это происходит по причине того, что большинство сотрудников не заинтересованы в повышении квалификации. Также развитие оценочного бизнеса тормозит отсутствие объективной исходной информации и структур, занимающихся аналитикой рынка. Стимулом для развития оценочного бизнеса станут вступающие в силу с 2013 года изменения в налогообложении, которые коснутся владельцев земельных участков и любой недвижимости – квартир, домов, гаражей. А потому специалистам по оценочной деятельности предстоит много работы по определению стоимости частной собственности физлиц. Конечно это скажется на развитии оценочного рынка.