Опыт показывает, что в большинстве случаев юристы при ознакомлении с материалами дел фотографируют эти материалы. И в большинстве случаев делают это неправильно. Полученные материалы выходят неполными, не резкими, имеют значительные перспективные искажения или же имеют все эти недостатки одновременно, что затрудняет их использование или делает таковое практически невозможным.
Какая бы замечательная техника ни находилась бы в ваших руках, она не всесильна. Особенно критичны недостатки фотографирования при использовании так называемых «мыльниц». Чтобы Ваши, порой многочасовые, усилия не были «мартышкиным трудом», постарайтесь учитывать следующее:
1. Учите матчасть
Прочитайте руководство к фотоаппарату в части управления яркостью фотоснимков, зумом, режимом освещения и светочувствительностью» (ISO). Все эти функции обычно работают в программном режиме. Каждый раз выбирайте нужные параметры применительно к конкретным условиям фотографирования (например, режимы «люминесцентное освещение» или «лампы накаливания»).
2. Правильно расположите материалы
Фотографируемый лист дела должен быть плоским. Для обеспечения этого целесообразно использовать достаточно мощные (большие) канцелярские зажимы (биндеры). Фотографируемый лист натягивается в сторону вертикального свободного края и в таком состоянии зажимается вместе с находящимися ниже листами. Биндер располагается в пределах поля страницы, как можно дальше от текста. Полезно под вторую часть материалов подложить книгу или другой том дела. Можно использовать один или два биндера. Если используется один биндер, он располагается в средней части у края листа, два биндера могут располагаться ближе к горизонтальным краям листа (см. рисунок: 1 – фотографируемые материалы дела, 2 – опорный том, 3 – биндер).
3. Обеспечьте освещение
Фотографируемый лист дела должен быть освещен равномерно и достаточно ярко. Для этого нужно «покрутить» материалы относительно источников освещения и выбрать наиболее приемлемый вариант. Вы сами и ваши помощники во время фотографирования не должны закрывать своим телом ли частями одежды источники освещения. Старайтесь также, чтобы тени от биндеров не перекрывали фотографируемый текст или изображения (фотоснимков, схемы и пр.).
Если источники освещения «никакие» можно использовать вспышку, предварительно настроив ее яркость. В вашем распоряжении всегда должно быть зарядное устройство, поскольку вспышка сильно разряжает аккумуляторы.
4. Правильно располагайте фототехнику
При фотографировании оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна плоскости фотографируемого листа, т. е. плоскость корпуса фотоаппарата должна быть максимально параллельна плоскости листа.
5. Уберите все лишнее
В большинстве цифровых фотоаппаратов предусмотрена функция автофокусировки, однако если рядом с листом находится иной предмет, фотоаппарат может сфокусироваться именно на нем. Тогда нужный объект может быть сфотографирован не резко. Поэтому посторонние предметы (сумочки, барсетки, портфели и пр.) следует убрать из зоны фотографирования
6. Планируйте время
При должной сноровке Вы сможете фотографировать 100-120 листов в час с хорошим качеством. Нелишним будет потренироваться в у себя в офисе. Хорошо, если у вас есть помощник. Вдвоем фотографировать быстрее за счет распределения работ, в частности, по переворачиванию и обеспечению плоскостности листов.
7. Используйте специальный софт
Не очень значительные перспективные искажения, разрешение снимка, яркость, контраст и волнистость строк могут быть исправлены в графических редакторах и программах распознавания текста. Кстати, имейте в виду, что хотя черно-белый режим фотографирования позволяет экономить память на фотоаппарате, однако при этом могут быть сложности с выравниванием яркости при обработке изображений.
Однако, если это вам не интересно или ничего не получается, пригласите профессионала. Простоять час - другой с фотокамерой, удерживая ее навесу руками - не так-то просто. И хотя «работать ксероксом» фотографы не очень любят, оплата работы и ее социальная важность (вы ведь спасаете чью-то судьбу) могут стать убедительными аргументами в общении с фотографом.