Что может натолкнуть контролёров из налоговой на мысль, что документ подделан? Обратимся к практике. Обычно, это может быть «неуверенный» росчерк подписи или неравномерно «состаренный» лист бумаги. В процессе проверки налоговые контролёры анализируют первичные документы, договоры, кадровую документацию и т. п. В результате проверки налоговики могут предъявить претензии не только к оформлению документа, но и к тому, что бумага подделана с целью отражения фиктивных сделок или несуществующих расходов.
Какие признаки наводят налоговиков на подозрения о подделке? Это могут быть:
• орфографические ошибки;
• дописка части текста шрифтом, которые отличается от основного;
• следы механического воздействия на документ (часть слово затерто);
• использование факсимиле;
• следы посторонних чернил, смазывание текста (подпись и печать дорисованы);
• текст вытравлен растворителем чернил и тонера;
• отличие листов одного документа, как по оттенку, так и по составу бумаги.
Если вышеназванные признаки будут обнаружены в бумагах во время проверки, инспекторы с особым вниманием проверят соответствующие операции. При этом вы можете столкнуться с тем, что налоговая откажет в признании расходов по налогу на прибыль и вычете НДС.
Важно: использование и изготовление поддельных документов влечёт уголовную и административную ответственность.
Какая ответственность ожидает компанию и правонарушителей за подделку документов?
Компания, которая изготовила поддельные бланки, печати и штампы, использовала и распространила их, подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией орудий совершения правонарушения (ст. 19.23 КоАП РФ).
Согласно пункту 3 статьи 327 УК РФ, за использование заведомо подложного документа накажут (в зависимости от тяжести преступления):
• штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев;
• обязательными работами на срок до 480 часов;
• исправительными работами на срок до 3 лет;
• арестом на срок до 6 месяцев.
О назначении экспертизы первичной документации в рамках выездной и камеральной проверки
Налоговая инспекция вправе назначать экспертизу первичных документов в рамках выездной, а также камеральной проверки.Общее правило таково: если налоговики сомневаются в подлинности документа, они вправе провести экспертное исследование (подп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, который осуществляет выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). Форма постановления о назначении экспертизы утверждена Приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.
Что указано в постановлении о назначении экспертизы?
• основания для назначения экспертизы;
• фамилия эксперта и наименование организации, которая проводит экспертизу;
• вопросы, поставленные перед экспертом;
• перечень материалов, которые передаются эксперту (абз. 2 п. 3 ст. 95 НК РФ).
В результате экспертизы эксперт в письменной форме от своего имени готовит заключение, в котором отражает перечень проведённых исследований, соответствующие выводы и обоснованные ответы на поставленные налоговиками вопросы (п. 8 ст. 95 НК РФ).
Правомерно ли привлечение эксперта в рамках камеральной проверки?
Суды в этом случае указывают, что согласно пункту 1 статьи 95 НК РФ налоговый орган вправе привлекать эксперта при осуществлении налогового контроля в любой его форме, в том числе и при проведении камеральной проверки (постановление Западно-Сибирского округа от 13.02.06 № Ф04-185/2006(19515-А67-25)).
Кроме того, суды также указывают, что положения пункта 3 и 6 статьи 95 НК РФ устанавливают особый порядок привлечения эксперта именно при проведении выездной проверки. Соответственно, в отношении камеральной проверки налоговики не обязаны соблюдать процедуру, установленную в этих нормах (постановление ФАС Центрального от 23.04.08 № А14-3176/2007110/25).
Как оспорить результаты экспертизы о подделке документа по процедурным основаниям?
Практика показывает, компании нашли способы оспорить результаты экспертизы, проведенной в рамках выездной налоговой проверки. Как правило, ошибки кроются в порядке, прописанном в статье 95 НК РФ.
1. Содержание экспертного заключения не соответствует требованиям НК РФ. В частности, суды не признают в качестве надлежащего доказательства заключение, в котором:
• не перечислены документы, которые переданы эксперту для исследования (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.09 № А56-48361/2008);
• содержится вероятностный, предположительный вывод эксперта (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.12 № А53-7098/2011).
2. Заключение дано экспертом, имя которого не указано в постановлении о назначении экспертизы. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.05.09 № А15-1780/2008 указал, что «<…>Проведение экспертизы поручено «представителю» ООО «Институт профессиональной оценки» Крюкову А.А. Между тем представленные налоговой инспекцией отчёты <…> подписаны Алиевым Г.М. в качестве директора экспертной организации и эксперта, осуществившего оценку». В результате суд признал это обстоятельство нарушением порядка проведения экспертизы, установленного в статье 95 НК РФ (оставлено в силе определением ВАС РФ от 20.07.10 № ВАС-9526/10).
3. Привлечение вместо эксперта стороннего специалиста. Согласно пункту 1 статьи 96 НК РФ, специалист – это лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое обладает специальными знаниями и навыками. При этом между специалистом и экспертом есть существенное различие – первый не проводит исследований и в его полномочия не входит выдача каких-либо экспертных заключений. На этом основании большинство судов указывают, что мнение специалиста не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.10.09 № А56-58081/2008, Поволжского от 09.09.08 № А57-365/08-33 округов).