На прошлой неделе состоялась публикация закона, преследующего цель существенного повышения эффективности эксплуатации земельных участков и увеличения доходной части бюджета от использования земли посредством перераспределения среди новых собственников — хозяйствующих субъектов. Статьи закона выдвигают ряд жестких требований к владельцам земли, расширяют список оснований для ее принудительного изъятия, устанавливают механизм изъятия и уточняют правила компенсации ущерба, нанесенного в результате нарушения норм землепользования.
Согласно закону, право бессрочного пользования либо пожизненного наследования земли, теперь может быть приостановлено в принудительном порядке в отношении владельца, использующего земельный участок ненадлежащим образом. Под ненадлежащим применением подразумеваются ситуации, когда земля используется не по своему целевому предназначению либо ее эксплуатация влечет за собой ухудшение плодородия сельскохозяйственных угодий, порчу земли или наносит вред экологической безопасности.
Принудительному изъятию подлежат участки, в отношении которых не соблюдаются принцип рекультивации, улучшения и сохранения почвы земельного фонда. Специально оговаривается ситуация, когда изъятие происходит для нужд государства или муниципалитета. Недвусмысленно законодательство высказывается в адрес владельцев и арендаторов, которые не использовали земельный участок в течении трех лет по своему прямому назначению — организация сельскохозяйственного производства, возведение жилого дома и т. д. В четко оговоренный трехлетний срок не входит время, потраченное на разработку участка.
Не менее важно то, что закон сразу же прописывает административный порядок изъятия без длительных судебных тяжб и денежных расходов. Изъятие земельного участка в судебном порядке возможно лишь в исключительных ситуациях. Стоит заметить, что параграфы закона, излагающие упрощенный порядок изъятия, не касаются владельцев земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, дачников и глав фермерских хозяйств. В соответствии с законом, принудительный характер прекращения прав в отношении этих категорий становится возможным лишь на основании имеющего законную силу судебного решения лишь после применения административных мер воздействия за ненадлежащее использование.
Подводя черту можно сказать, что упрощенный порядок распространяется, в основном, на государственные и муниципальные организации и казенные учреждения — нерентабельные совхозы, недобросовестных застройщиков и в отношении просто заброшенных участков. Причем, первым этапом принудительного изъятия предусмотрена выдача предписаний об устранении нарушений, выявленных надзорным органом, с указанием максимальных сроков устранения.
Лишь отсутствие реакции землевладельца на поступившее в его адрес предписание, является основанием для иска со стороны полномочных структур с требованием изъятия земли либо для принятия самостоятельного решения, если дело касается государственных или муниципальных учреждений. В любом случае, принятое решение может быть опротестовано в судебной инстанции. Заметим, что закон оговаривает материальные обязанности субъектов, потерявших права на землю по причине ненадлежащего использования и не освобождает от компенсации причиненного вреда.