26 Июня 2013 года •
Читали 1465 раз •
Добавил
Черникова
Независимость судебной экспертизы не терпит произвола
Не секрет, что на рынке экспертных услуг развернулась нешуточная борьба между сотрудниками системы Министерства юстиции и специалистами негосударственных судебно-экспертных учреждений. Напомним, что изначально деятельность экспертов государственных учреждений регламентируется федеральным законодательством и рядом нормативных документов. Однако, в настоящий момент предусмотрена возможность проведения экспертного исследования в любой другой экспертной организации, которая, как правило, находится в более выигрышной позиции.
Закон устанавливает единые стандарты к составлению экспертных заключений, эксперты обеих систем придерживаются одних и тех же методик, но вопрос квалификации негосударственных экспертов остается открытым. Деятельность негосударственных учреждений не нуждается в лицензировании, в отношении них не осуществляется квалификационный контроль со стороны государства. В условиях рынка вопрос стоимости экспертных исследований решается лично руководителем, исходя из его собственных соображений.
Негосударственные компании в погоне за количеством хватаются за проведение любых видов экспертиз, не имея среди своего персонала специалистов, и прибегая к привлечению сторонних экспертов по разовым соглашениям. Авторитет такого учреждения создается за счет приобретения красиво оформленных удостоверений, сертификатов, получаемых в независимых центрах подготовки и переподготовки кадров. Безусловно, полученный таким путем статус эксперта, не прибавляет необходимых специальных знаний человеку, весьма далекому от выбранной им сферы экспертной деятельности.
Такое положение дел уже породило появление стихийного рынка судебных экспертиз, что пагубно сказывается на репутации экспертизы, что в конечном итоге, дискредитирует российское правосудие в целом. Свобода действий негосударственных экспертов, необремененных обязательствами, способствовала появлению так называемых «своих» экспертных учреждений, выдающих нужные заключения по постановления и назначениям правоохранительных органов. В таких ситуациях, разумеется, речь уже не идет о соблюдении основных принципов экспертной деятельности — объективности и независимости.
Конечно, нельзя все учреждения негосударственной экспертизы стричь под одну гребенку. Но, в целом, настала пора заняться латанием прорех в законодательстве, сформировать единые показатели работы экспертов, постоянно контролировать уровень компетентности специалиста, отслеживать соответствие результатов его работы со стороны государства требованиям закона.