+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    08 Января 2014 года • Читали 61344 раза • Добавил Леонкин

    Организация индивидуального подхода — залог успешного обучения математики

    Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача педагога — воспитывать учеников, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни.

    Недостатки традиционной системы обучения

    В традиционной школьной системе системы обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе, а также постоянный поиск новых эффективных средств и методов обучения.

    Как отмечает учитель математики ШГ №31 г. Астаны Аягоз Байтурова, к отрицательным моментам «традиционного» обучения можно отнести:

    1. Отсутствие самостоятельного развития ученика: учитель — информирует, контролирует, оценивает. Ученик — выполняет предписания учителя.
    2. Обучение всех детей и проведение уроков по одному и тому же шаблону, без учета способностей к восприятию и личных особенностей ребенка.
    3. Режим принуждения. Ученик — «должен, обязан», учитель — прав в любом случае. Но ведь чем сильнее давление на ребенка, тем больше вероятность отторжения и нежелания учиться.
    4. Отсутствие внутренней мотивации к обучению. Ученик действует из страха наказания, а не ради получения удовольствия от процесса учебы и новых знаний.
    5. В процессе получения знаний не происходит нравственного развития личности ребенка.
    6. Учитель ощущает усталость и недовольство своей работой, так как интеллектуальные, физические и временные затраты на его деятельность не дают желаемого результата.

    Принцип индивидуального подхода к обучению

    Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

    Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

    Итак, основные мотивы разработки и практического применения методов индивидуального подхода это:

    1. Понимание, что для успешного обучения необходимо найти подход к каждому ученику.
    2. Осознание, что пришло время заменить неэффективный способ вербальной передачи знаний на системный подход, дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе.
    3. Возможность разработать учебный процесс, как форму совместной работы учителя и ученика и получить хорошие результаты обучения.

    Как показывает практика, учителя проявляют высокую заинтересованность в этом методе, о чем свидетельствует интерес к литературе по данной теме и многочисленные разработки собственных методик обучения.

    В чем же сущность данного принципа?

    Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого ученика, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся, расцвете их талантов и возможного исправления отрицательных качеств, противоречащих требованиям общества.

    Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.

    Психологами было разработано немало программ для индивидуального изучения детей. Но, несмотря на различные нюансы, все эти программы имеют общую мысль — для успешного взаимодействия с учеником необходимо узнать, как проходит его жизнь в семье, поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, определить готовность учиться в данном классе, отношение к школе, умение работать самостоятельно и т.д.

    Только зная особенности развития ученика, можно уверенно работать над формированием его личности.

    Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики

    «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело — как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело — какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует — тому не опасен обман чувств» (Леонард Эйлер). Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

    Школьная математика необходима для понимания стройной системы математических знаний и умений, которые будут применяться и для изучения смежных дисциплин, при получении высшего образования и в практической деятельности; математика также нужна для развития интеллекта ребенка. Изучение математических законов придает мыслям логичность, ясность и точность, развивает критичность мышления, интуицию, тренирует силу воли и учит преодолевать трудности. Учитель математики может и должен сформировать у своих учеников трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.

    Метод индивидуального подхода предполагает:

    • создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;
    • использование разнообразных форм общения, особенно диалога;
    • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
    • обогащение собственного опыта детей;
    • поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;
    • высказывание учащимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»

    Различия между понятиями дифференциация и индивидуализация обучения

    Когда говорится об индивидуальном подходе к обучению, часто звучит мысль, что оно должно быть представлено в системе образования как средство дифференциации и индивидуализации обучения. В последнее время, многие авторы педагогических книг употребляют эти понятия как синонимы. Однако отождествлять их неверно. Каждое из них имеет свои особенности, понимание которых необходимо в повседневной работе с детьми.

    Термин «дифференциация» (от латинского слова «различие») означает необходимость «деления, структурирования, выделения частей».

    Дифференциация — организация обучения, при которой класс делится на отдельные группы, что позволяет сформировать у учеников чувство ответственности перед товарищами за результат совместной работы и при этом дает возможность научиться самостоятельно принимать решения и отстаивать их правильность, а также приучает прислушиваться к мнению товарищей и вовремя исправлять допущенные ошибки. Поэтому дифференциация способствует формированию у детей самоконтроля и правильной самооценки.

    Самым эффективным способом создания групп является объединение детей в соответствии с их самооценкой. При этом в каждой группе предлагаются задания на выбор, что дает возможность оценить, как нынешний уровень ученика, так и перспективу его дальнейшего развития.

    Основными принципами дифференциации являются:

    • открытое предъявление учащимся своих достижений;
    • последовательность в продвижении по уровням обучения;
    • добровольности в выборе уровня учебного материала.
      • Ученик получает важнейшее право — право выбора, в зависимости от своих желаний и способностей получить повышенную подготовку или ограничиться начальным, достаточным, средним уровнем знаний.

        То есть, задача учителя — организовать обучение на всех четырех уровнях обучения (начальный, достаточный, средний, высокий), а задача ученика — выбрать нужный для него уровень знаний. Это снижает нагрузку на детей, по каким–либо причинам не могущим достичь высокого уровня. Уменьшается страх перед оцениванием знаний. Каждый ученик имеет возможность получить знания по математике, которые необходимы именно ему.

        А вот под индивидуализацией обучения следует понимать работу с каждым учеником отдельно, опираясь на знание его личных качеств, мотивации, интересов и способностей.

        Итак, дифференциация обучения основана на различных программах обучения, а в основе индивидуального подхода лежит внимание именно к отдельной личности и ее особенностям, содержание и объем программы при этом не меняется.

        Как показывает практика, в одном и том же классе разница в усвоении материала учениками может быть очень велика. В этом случае именно дифференциация дает наилучшие условия для полноценного развития способностей ребенка. И не являясь самоцелью, служит прекрасным средством для раскрытия способностей ученика.

        Технология образования

        Педагогическая работа должна проводиться в рамках единой системы, так, чтобы все действия педагога были оправданны и имели прогнозируемый результат. Основным ее критерием должна быть стабильность результатов и независимость от множества условий: от таланта учителя, от подбора талантливых детей, от финансирования школы и т.д.

        Технология образования — это комплекс, в который входят:

        1. Планируемые результаты обучения.
        2. Средства для определения текущего уровня учащихся.
        3. Модели и техники обучения.
        4. Критерии, по которым можно выбрать самую подходящую модель для конкретных условий.

        Как отметила Аягоз Байтурова, для успешного обучения математике с индивидуальной направленностью необходимо:

        1. иметь план как блока занятий, так и конкретного урока, откорректированный в зависимости от подготовки учеников;
        2. создать у всех ребят позитивный настрой на работу во время урока;
        3. определить и сообщить учащимся тему и порядок организации работы;
        4. ученики должны иметь возможность сами выбирать форму выполнения заданий (словесную, устно-символическую, графическую);
        5. учитель должен уметь создать творческие и проблемные ситуации, которые потребуют обсуждения и диалога учащихся как между собой, так и с педагогом;
        6. стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных методов выполнения заданий;
        7. обсуждение в конце урока не только того, «что нового мы сегодня узнали», но и что понравилось, что вызвало затруднения, что можно было сделать каким-то другим способом;
        8. оценки, полученные учениками, подробно аргументируются;
        9. дифференцированный подход применяется не только к работе в классе, но и к заданиям на дом.

        Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.

        Структура типового блока уроков в индивидуальном подходе к обучению

        А. Байтурова предложила в качестве логически завершенной единицы общения учителя с классом заменить традиционный урок на блок уроков, который представляет собой логическую цепочку из этапов проведения занятий по данной теме. Таких этапов десять:

        1. Вводное повторение — то есть напоминание основных знаний, полученных на прошлом занятии, необходимых для усвоения нового материала. Учитель: помогает учащимся включиться в работу. Ведет диалог с классом, создает позитивное настроение, при необходимости напоминает пройденное. Задачи учителя: похвалить, направить, объяснить заново непонятую часть материала.

        2. Обзор нового материала — учащимся предоставляется необходимый минимум основных знаний. Нужно, чтобы дети как можно быстрее могли перейти к самостоятельной работе, поэтому время на эту часть ограничено.

        Учитель: вычленяет основную информацию по теме и преподносит ее в максимально понятной и удобной для запоминания форме. Должен быть готов объяснить повторно и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Ведет информационный монолог, отвечает на возникающие вопросы, дает инструктаж.

        3. Практика под руководством учителя или тренинг-минимум — необходим для первичного закрепления материала. На этом этапе нарабатывается навык решения типовых задач и устраняются возникающие ошибки. Учитель ведет эвристический монолог с учащимися, моделирует проблемные ситуации, при необходимости отвечает на вопросы.

        4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика учеников. Этот этап отличается тем, что разным ученикам нужен разный объем дополнительного материала. Учитель должен разбить класс на пары или на группы по изучению вопроса и организовать их работу. В обмене мнениями выступить посредником, проверить насколько дети усвоили новый материал, при необходимости оказать помощь.

        Организация класса сильно меняется по мере прохождения учебного материала. Первые уроки обычно усваиваются достаточно легко и класс делится на две группы. В дальнейшем сложность восприятия материала возрастает и почти все ученики оказываются в группах разных типов. Учитель ведет диалог с классом, моделирует различные ситуации, проводит опрос и выставляет оценки. При необходимости повторяет объяснения и дает инструктаж.

        5. Ученики проверяют себя и дают самооценку своим успехам. Учитель ориентирует школьников на применение индивидуальных эталонов. Учащие должны сравнивать себя не с другими учениками, а самого себя с самим собой и учитывать насколько они сами продвинулись в понимании предмета и усвоили новое.

        6. Итог занятия — определение соответствия замысла учителя с полученными результатами (знание и понимание изученного материала, применение его для решения задач, анализ пройденного, оценка).

        7. Домашнее задание. Должно включать в себя задания на выбор ученика, в том числе и творческие. Домашнюю работу можно задать сразу на весь блок уроков и в трех уровнях — минимальный, общий, продвинутый.

        8. Обобщающее повторение пройденного материала — этот этап помогает учащимся увидеть тему полностью и систематизировать полученные знания.

        9. Контроль за усвоением полученных учащимися знаний — проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всего класса и для отдельных учеников. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.

        10. Коррекция — поиск допущенных ошибок и их исправление. Ученики, отлично усвоившие тему, могут решать сложные и нестандартные задачи, или помогают другим найти ошибки и понять их причины.

        Так как система проведения занятий выстраивается учителем для достижения определенных учебных целей, то при конкретной работе с классом некоторые из приведенных этапов можно объединить в один. Также может меняться время, отведенное на прохождение каждого этапа. Но следует помнить, что исключение любого из этапов занятия может привести к снижению результата обучения.

        Очень важно правильно провести процедуру оценивания, которую необходимо четко пояснить ученикам перед началом работы. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, а также определить, какие именно требования будут предъявлены к ученикам при изучении данной темы, выполнении тестов и проверочных работ. Если проходится новая и достаточно сложная тема, оценивать выполнение тренировочных работ следует только в случае их хорошего выполнения.

        В том случае, если дети не справились с заданием, необходимо выяснить, что вызвало затруднения и проработать непонятые части темы.

        Контроль за процессом обучения

        При контроле за процессом обучения основное внимание необходимо направить на развитие необходимых умений, а также на приобретение навыков и динамику приобретения знаний. Чтобы определить эту динамику, нужно сравнить стартовый уровень учеников с итоговым, который они достигли за время обучения. На основании этого определяется, насколько успешно сформированы и закреплены знания изучаемой темы.

        Можно применить различные варианты оценивания работ учеников. В первом варианте ученик сам выбирает уровень сложности заданий и выполняет задания этого уровня строго в течение отведённого времени. Во втором варианте — учащийся выполняет задания, с которыми он может справиться. При этом последовательность их выполнения зависит от его желания. И третий вариант — ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней сложности. Он сам определяет уровень, на котором будет выполнять задание, и применяет необходимые для данной работы знания.

        Проведя анализ выполненных работ, учитель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.

        Индивидуальный подход в обучении обозначает пристальное внимание к каждому ребенку, изучение его интересов, уровня подготовки, умственных и физических возможностей для максимального развития творческих способностей. В условиях школьной системы обучение проводится по обязательным учебным программам и предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для создания оптимальных условий обучения каждого ученика.

        Качественные уровни проблемного обучения.

        Так как уровень подготовки учащихся по математике различен и они имеют неодинаковые способности к усвоению материала, учитель должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей учеников. Этот метод работы с использованием приемов проблемного обучения применяется в старших классах школы №12 г. Серпухова Московской области.

        1 уровень. Учитель формулирует суть проблемы и указывает конечный результат. Учащиеся, зная результат, сами ищут пути решения.

        II уровень. Учитель только указывает на существование проблемы, а учащиеся самостоятельно формулируют ее и ищут решение, причем результат им неизвестен.

        III уровень. Ученики самостоятельно находят проблему, сами формулируют ее и ищут ее решение.

        Для наиболее подготовленных по математике и интересующихся ею ребят, умеющих мыслить самостоятельно, в проблемных заданиях с помощью индивидуальных карточек указывается конечная цель работы и прилагается информация об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание при решении. Пути решения проблемы ученики ищут сами, но под контролем учителя.

        Для более слабых учеников в карточках-заданиях указывается, какие именно операции нужно сделать для поиска решения задачи и прописывается план действий, которые приведут к требуемому результату.

        Учителю необходимо произвести тщательный анализ материалов урока:

        1. Сравнить уровня сложности нового материала и навыки учеников, определить их готовность к решению проблемного задания.
        2. Поставить конкретные задачи, которые должны быть решены на уроке.
        3. Методически проработать все этапы проблемного урока с учетом поставленных задач.
        4. Тщательно продумать, какие сложности могут встретиться в ходе проведения урока, и быть готовым оказать помощь учащимся.

        Эффективность подобного обучения математики можно оценить по следующим параметрам:

        1. успешность обучения (успеваемость);
        2. желание учащихся активно идти к намеченной цели и познавать новое;
        3. приобретение учениками умения думать самостоятельно;
        4. повышение интереса учащихся к математике.

        Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий.

        Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе? Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое. Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой. В-третьих, определить критерии эффективности обучения.

        Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.

        Поэтому, ученик:

        • получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;
        • учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
        • вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;
        • учится сдерживать свои негативные эмоции;
        • получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

        Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.

        Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.

        Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Бадмы Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».

        Леонкин Михаил Иванович, учитель математики высшей категории, Заслуженный учитель РФ.

    Яндекс.Метрика