«Платон» – так называется система взимания платы с большегрузных автомобилей (тяжелее 12 тонн). «Платон» начал действовать 15 ноября 2015 года. База системы уже пополнилась 600 тыс. зарегистрированными автомобилями, а Федеральный дорожный фонд обогатился почти на 200 млн. рублей.
Сегодня мы расскажем о том, как система работает, в чем ее цель и какова ответственность водителей грузовиков. Будут в материале и мнения о «Платоне».
Что такое «Платон»?
Это система, которая собирает, обрабатывает, хранит и передаёт данные о движении большегрузов (автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн) со всех дорог федерального значения. Цель – взимать плату (а при необходимости и штраф) за проезд грузовиков по федеральным трассам.
3,73 с коэф.0,41 рублей/км – размер платы с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года.
Как в нём зарегистрироваться? И сколько это стоит?
Ни сколько. Регистрация бесплатна. Владелец грузовика может зарегистрироваться и зарегистрировать свое транспортное средство:
- в Центрах информационной поддержки пользователей, созданных на всей территории Российской Федерации;
- на сайте системы через Личный кабинет;
в Терминалах самообслуживания при оформлении Маршрутной карты.
Как «Платон» понимает, сколько «должен» грузовик?
Контролируют количество грузовиков, проезжающих по трассам, системы стационарного и мобильного контроля. Это:
- рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
- мобильный контроль — автомобили со специальным оборудованием.
Как происходит оплата?
Оплату перевозчики должны вносить через систему «Платон». Это надо делать заранее, после согласования с компанией «РТ-инвест транспортные системы» (проектная компания, реализующая концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, срок контракта до 29.09.27) своего маршрута. Пройденный маршрут фиксирует бортовое устройство. Да, его необходимо приобрести за отдельные деньги. Наличие бортового устройства будут проверять сотрудники ГИБДД.
Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:
- оформление разовой Маршрутной карты;
- использование Бортового устройства.
Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.
При использовании бортового устройства списание денежных средств с лицевого счета владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме.
А если водитель грузовика не заплатит за проезд по федеральной трассе?
Оператор Системы фиксирует факт нарушения владельцем транспортного средства Правил внесения платы и передает необходимые данные в правоохранительные органы. Правоохранительные органы выносят постановление об административном правонарушении.
За что будут штрафовать?
- за движение транспортного средства при выключенном или неисправном Бортовом устройстве без внесения Владельцем транспортного средства денежных средств Оператору и информирования Оператора;
- за движение транспортного средства при отсутствии Бортового устройства без внесения Владельцем транспортного средства денежных средств Оператору и информирования Оператора;
- за отклонение транспортного средства от планируемого маршрута и (или) времени (даты) движения по такому маршруту при отсутствии Бортового устройства без информирования Оператора;
- за движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных Владельцем транспортного средства Оператору.
О каких штрафах идёт речь?
Водители транспортного средства 5 тыс. рублей
Должностные лица, ответственные за движение указанного транспортного средства 40 тыс. рублей
Индивидуальные предприниматели 40 тыс. рублей
Юридические лица 450 тыс. рублей
Повторное нарушение
Должностные лица, ответственные за движение указанного транспортного средства 50 тыс. рублей
Индивидуальные предприниматели 50 тыс. рублей
Юридические лица 1 млн. рублей
Почему «Платон»?
Наверное, потому что «ПЛАТить» - это ключевой глагол, описывающий систему.
И напоследок, о мнении непосредственных участников системы – дальнобойщиков. Ввод системы вызвал неоднозначную реакцию среди водителей большегрузов.
Против «Платона» уже прошли акции протеста в Подмосковье, Карелии, Ульяновской и Челябинской областях, нескольких регионах Сибири. Основные вопросы, которые не понятны перевозчикам, куда и на что уйдут собранные миллионы, действительно ли «Платон» повысит качество дорожных покрытий, выживет ли малый бизнес после ввода дополнительного сбора, и будут ли расти цены на перевозку, а, соответственно, на продукты и изделия для конечного потребителя.