Замоскворецкий суд Москвы решил, что изъятие органов у донора не требует согласия родственников. Своим решением суд отказал в иске родных студентки Алины Саблиной, поступившей после ДТП в реанимацию ГКБ №1 имени Пирогова и скончавшейся после недели нахождения в больнице.
Родители Алины, получив страшное известие о смерти ребенка от похоронного агента и не успев прийти в себя, узнали, что органы девушки были трансплантированы в качестве донорских. Мать Алины обнаружила в документах то, что у ее дочери изъяли сердце и почки, часть аорты, нижняя полая вена, надпочечники и кусок нижней доли правого легкого. В Замоскворецкий суд были направлены иски от родителей о компенсации морального ущерба в сумме до 8 миллионов 960 тысяч рублей. Представитель истцов считает незаконным то, что «родителей не допустили в реанимацию в последний день жизни ребенка, им не сообщили о ее смерти, и, наконец, — о намерении изъять органы».
Ответчики - ГКБ имени Пирогова, больница имени Боткина и работающий при ней Московский координационный центр органного донорства и ФГБУ «Центр трансплантологии имени Шумакова» - с претензиями не согласились, сославшись на действующее законодательство, в прочем, как в итоге и сам суд.
Почему это произошло?
Сейчас в стране действует закон «О трансплантации органов и тканей человека», в статье 8 которого говорится о презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей:
Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
Это значит, что, если родственники не знают ни о вероятной смерти близкого им человека, ни о том, что его органы могут быть использованы в качестве донорских, то они будут и не в курсе трансплантации органов, у врачей нет обязательства спрашивать их согласия.
Почему закон такой «жестокий»?
В таких случаях медики должны действовать максимально оперативно. Их интерес – это здоровье пациента, которому именно в этот момент жизненно важна пересадка органа. Информирование родственников остается на усмотрение и на совести врачей, что не совсем правильно.
Мнение эксперта
«С точки зрения закона медики в данном случае правы, поскольку действовали в соответствии с законодательством. Суд по сути прав: нарушения со стороны врачей не было, а моральную сторону вопроса суды не рассматривают», - Кирилл Иванычев, врач-ортопед, руководитель направления по вопросам здравоохранения центра «Общественная Дума» (источник: lenta.ru)
Эти случаи способны что-то изменить?
Так как жалобы от родственников больных, умерших в реанимации и ставших донорами после своей смерти, периодически поступают в суды, в том числе Конституционный суд, поправок в законодательство ожидают. Тот же КС отметил, что существующее законодательство по вопросу довольно спорное и требует пересмотра решения вопроса о донорстве.
Что касается конкретного случая, то несмотря на решение суда, родители Алины хотят обратиться в Конституционный суд.