12 мая на Пленуме ВС РФ судейское сообщество ознакомили с проектом постановления об административном надзоре. ВС РФ решил дать разъяснения из-за широкой практики применения законодательства об административном надзоре.
Согласно статистике, озвученной на Пленуме, в 2015 году:
- 49224 административных исковых заявления об установлении административного надзора над освободившимися из мест лишения свободы лицами поступило в суды; большинство ходатайств удовлетворили: административный надзор установили в отношении 47760 лиц.
- 3661 лицо осудили по статье 314.1 УК РФ (2619 человек по ч. 1, 1042 лица по ч. 2 данной статьи).
Что содержит документ?
Общие указания о применении и толкование норм законодательства. А самое интересное – это детали, которые суд должен знать при рассмотрении вопроса о привлечение лица к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ (ч.1 и ч.2).
О каких деталях идёт речь? К примеру,
- Об обязанности судей установить фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о цели поднадзорного именно уклониться от административного надзора (если уклонившийся от явки в ОВД гражданин не пришел по причине оказания ему неотложной медицинской помощи в ином населенном пункте, это не является уголовно наказуемым деянием).
- О моменте исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. Авторы предлагают сделать таким моментом явку с повинной поднадзорного лица либо его задержание.
- Об уголовном наказании лица, которое минимум дважды в течение одного года привлекали к ответственности за несоблюдение установленных ему судом административных ограничений (ст. 19.24 КоАП РФ). Исключение: истёк срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения. При этом вновь совершенное несоблюдение административных ограничений должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ), за исключением предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, либо посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность гл. 6 КоАП РФ). Получается, лицо должно одновременно нарушить административное ограничение и совершить административное правонарушение.
- О запрете судьям, установившим над лицом административный надзор или принимавшим решение о применении к нему административного наказания, повлекшего к последующему его привлечению к уголовной ответственности, решать вопрос о вине поднадзорного в совершении преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ. Это больше не беспристрастные судьи, считают авторы проекта.
Зачем нужен документ?
Авторы проекта считают, что документ способен решить несколько проблем. Вот некоторые из них:
- исключение случаев умышленных или совершенных по незнанию норм закона самооговоров со стороны обвиняемых;
- определение такого признака объективной стороны преступления, как исполнение освобожденным лицом обязанности прибыть к избранному им месту жительства или месту пребывания в установленный срок;
- определение объективной стороны преступления, предусмотренного ч.2 ст. 314.1 УК РФ.
Что будет после изучения судейским сообществом проекта? Судьи будут за него голосовать.