Почему при количественном росте юрвузов уменьшается количество компетентных специалистов?
Начнем наш материал с частой и уже порядком набившей оскомину фразы «А вот в Советском союзе…». Дак вот в советское время институтов, которые готовили юристов было в 20 раз меньше теперешнего их количества.
- 910 – количество вузов и их филиалов с программами юриспруденции, из них 60 % – это государственные учреждения, 40 % - коммерческие;
- 52 – количество государственных вузов, отвечающих за подготовку юристов в советское время.
- 138, в том числе 6 филиалов – количество учебных заведений, аккредитованных по состоянию на конец 2014 года. То есть только 15 % от общего числа вузов, факультетов и филиалов, реализующих программы в области юриспруденции, сегодня соответствуют требованиям профессионального юридического сообщества.
Кстати, еще в 90-е годы XX века много разговоров шло о перепроизводстве юристов. Вы, наверняка, помните расхожую фразу: «одни юристы, да менеджеры, а работать кто будет».
Количество, но, отнюдь, не качество
Сегодня представители профсообщества говорят о том, что «в данном случае речь идет не о большом количестве высококвалифицированных специалистов-юристов, а количестве выдаваемых дипломов», то есть о «снижение качества высшего юридического образования вследствие отсутствия эффективной системы государственного контроля и быстрой коммерциализации этого сектора». Это ведет к тому, что при массовости специалистов с корочками, свидетельствующими о юридическом образовании, работодатели не могут набрать штат.
«Недостаток квалифицированных специалистов по юридическим специальностям ощущается во всех отраслях», - говорят представители известных юридических компаний.
Но кто-то ведь находит работу по специальности?
Да, крупнейшие работные порталы дают цифру 95%. Это доля соискателей, которые находят работу по специальности. Кто все эти люди? В основном, это выпускники надежно зарекомендовавших себя вузов: МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный юридический университет, Уральская государственная юридическая академия, Высшая школа экономики.
Беда даже не в том, что выпускники не могут устроиться. Она в том – что общий уровень защиты прав в судах идет на спад, профессия девальвируется, рынок «выплевывает» некомпетентных, они вынуждены пробовать себя в других сферах.
Еще одной проблемой выпускников, помимо слабой теории, является слабая практическая база.
Не дотягиваем до Запада
Отечественные юрвузы значительно проигрывают западному образованию в части подходов и методик к юридическому образованию.
Наши ВУЗы «не в мировом (западном) контексте». В очень немногих топовых образовательных учреждениях студентам дают теорию, учитывающую европейские и североамериканские школы и течения. В отечественном высшем образовании явно пробел в изучении экономического анализа права, правой истории и опыта Англии и Германии. Не практикуют вузы и сравнительно-правовых подходов, с использованием методики «кейс-стади».
Профсообщество говорит, что главный бич отечественного юробразования – его излишняя любовь к теории при отсутствии базовых практических навыков.
Что делать?
Проблема назрела, какие пути выхода из ситуации видят эксперты…Российскому юридическому образованию нужны реформы.
- Первое – это «чистка» учреждений, закрытие «условно юридических факультетов». С последующим государственным контролем за количество вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров путем аннулирования лицензий.
- Второе – это обратная связь с работодателями, понимание того, какие компетенции потенциальных юристов нужно «растить» в первую очередь.
- Третье – оптимизация преподавательской деятельности, введение показателей эффективности по образцу западных и североамериканских вузов.
- Четвертое – студенты должны уже в вузах общаться с будущими работодателями, на теоретических либо практических курсах.
- Пятое – разбавить теоретический учебный план практикой, например, благодаря разбору кейсов, судебных процессов в игровой форме. Будут полезны и стажировки в зарубежные вузы.
- Шестое – добавить в учебный план неюридические дисциплины, связанные с менеджментом, психологией, экономикой (курсы лидерства, управление проектами, стратегический и операционный маркетинг, управление финансами), и, конечно иностранный язык.