+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    03 Июня 2015 года • Читали 1652 раза • Добавил Сергеева

    Вот так парадокс! О современном юридическом образовании

    Вот так парадокс! О современном юридическом образовании

    Почему при количественном росте юрвузов уменьшается количество компетентных специалистов?

    Начнем наш материал с частой и уже порядком набившей оскомину фразы «А вот в Советском союзе…». Дак вот в советское время институтов, которые готовили юристов было в 20 раз меньше теперешнего их количества.

    - 910 – количество вузов и их филиалов с программами юриспруденции, из них 60 % – это государственные учреждения, 40 % - коммерческие;
    - 52 – количество государственных вузов, отвечающих за подготовку юристов в советское время.
    - 138, в том числе 6 филиалов – количество учебных заведений, аккредитованных по состоянию на конец 2014 года. То есть только 15 % от общего числа вузов, факультетов и филиалов, реализующих программы в области юриспруденции, сегодня соответствуют требованиям профессионального юридического сообщества.

    Кстати, еще в 90-е годы XX века много разговоров шло о перепроизводстве юристов. Вы, наверняка, помните расхожую фразу: «одни юристы, да менеджеры, а работать кто будет».

    Количество, но, отнюдь, не качество

    Сегодня представители профсообщества говорят о том, что «в данном случае речь идет не о большом количестве высококвалифицированных специалистов-юристов, а количестве выдаваемых дипломов», то есть о «снижение качества высшего юридического образования вследствие отсутствия эффективной системы государственного контроля и быстрой коммерциализации этого сектора». Это ведет к тому, что при массовости специалистов с корочками, свидетельствующими о юридическом образовании, работодатели не могут набрать штат.

    «Недостаток квалифицированных специалистов по юридическим специальностям ощущается во всех отраслях», - говорят представители известных юридических компаний.

    Но кто-то ведь находит работу по специальности?

    Да, крупнейшие работные порталы дают цифру 95%. Это доля соискателей, которые находят работу по специальности. Кто все эти люди? В основном, это выпускники надежно зарекомендовавших себя вузов: МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный юридический университет, Уральская государственная юридическая академия, Высшая школа экономики.

    Беда даже не в том, что выпускники не могут устроиться. Она в том – что общий уровень защиты прав в судах идет на спад, профессия девальвируется, рынок «выплевывает» некомпетентных, они вынуждены пробовать себя в других сферах.

    Еще одной проблемой выпускников, помимо слабой теории, является слабая практическая база.

    Не дотягиваем до Запада

    Отечественные юрвузы значительно проигрывают западному образованию в части подходов и методик к юридическому образованию.

    Наши ВУЗы «не в мировом (западном) контексте». В очень немногих топовых образовательных учреждениях студентам дают теорию, учитывающую европейские и североамериканские школы и течения. В отечественном высшем образовании явно пробел в изучении экономического анализа права, правой истории и опыта Англии и Германии. Не практикуют вузы и сравнительно-правовых подходов, с использованием методики «кейс-стади».

    Профсообщество говорит, что главный бич отечественного юробразования – его излишняя любовь к теории при отсутствии базовых практических навыков.

    Что делать?

    Проблема назрела, какие пути выхода из ситуации видят эксперты…Российскому юридическому образованию нужны реформы.

    - Первое – это «чистка» учреждений, закрытие «условно юридических факультетов». С последующим государственным контролем за количество вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров путем аннулирования лицензий.
    - Второе – это обратная связь с работодателями, понимание того, какие компетенции потенциальных юристов нужно «растить» в первую очередь.
    - Третье – оптимизация преподавательской деятельности, введение показателей эффективности по образцу западных и североамериканских вузов.
    - Четвертое – студенты должны уже в вузах общаться с будущими работодателями, на теоретических либо практических курсах.
    - Пятое – разбавить теоретический учебный план практикой, например, благодаря разбору кейсов, судебных процессов в игровой форме. Будут полезны и стажировки в зарубежные вузы.
    - Шестое – добавить в учебный план неюридические дисциплины, связанные с менеджментом, психологией, экономикой (курсы лидерства, управление проектами, стратегический и операционный маркетинг, управление финансами), и, конечно иностранный язык.

    Яндекс.Метрика