Мы уже не раз делились мнениями экспертов о состоянии юридического образования в России.
Основные проблемы специалисты видят в:
-перенасыщении образовательной сферы учебными учреждениями, выпускающими юристов; -снижении качества юридического образования, в первую очередь из-за отсутствия привязки к реальности и юридической практике.
Институт проблем правоприменения решил в очередной раз исследовать этот вопрос.
Специалисты института проанализировали эмпирические данные, собранные федеральным порталом «Российское образование». Данные освещают юридическую образовательную сферу на конец 2012 г. Несмотря на то, что с момента исследования прошло 2,5 года, данные являются репрезентативными из-за регидности структуры высшего образования.
Итак, какие сведения получили в Институте?
-Почти 1 000 вузов готовят юристов. В России 947 высших образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой юристов. Это почти каждый второй вуз страны, учитывая филиалы.
-Каждый десятый студент – будущий юрист. Вузы предлагают три образовательных программы «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности». По окончанию этих программ студент получает диплом с квалификацией «юрист». Таких студентов около 643 тысяч!
-70% дипломированных юристов получили образование заочно. Конкурс на очное отделение составляет 4 человека на место, на заочное – менее 1,5 человека на место.
-Около 80% - это студенты, обучающиеся платно.
-70% студентов, получивших диплом с квалификацией «юрист», обучались в региональных учебных учреждениях, только 20% - в Москве и Санкт-Петербурге.
-На долю госвузов приходится две трети выпускников-будущих юристов. Стоит отметить, что в мировой практике существует список специальностей, чья работа связана с ответственностью за жизнь и здоровье людей. Для получения такой специальности заочное образование невозможно либо почти невозможно. Приведем пример – медицина и строительство. К этим специальностям могут предъявлять и особые требования, например, некий объем практики к диплому. Так вот в большинстве стран юриспруденция входит в этот список. В России – нет.
Вот почему почти все вузы России имеют в своей структуре юридический факультет. Вот почему заочное юридическое образование доминирует.
Почему так произошло (чем это чревато – и так понятно)? Исследователи приводят несколько причин:
-Историческая канва. В советское время юристы практически утратили автономию в профессии. Юриста, работающего вне правоохранительных органов, считали обычным клерком, да еще и с узкой специализацией.
-Требование «наличия высшего юридического образования». Рынок труда сам плодит «специалистов» с юридическим дипломом. Все чаще от людей, занимающих самые разные позиции, требуют «наличия юридического образования». Например, для участковых уполномоченных полиции.
-«Иллюзия полезности». Практически любой сотрудник крупной компании, собственник небольшой фирмы сталкиваются с законодательством и правовыми актами, меняющимися постоянно. Если сами разобраться в них они не в состоянии, на помощь приходят работники с юридическим дипломом. p>
Авторы исследования: научный сотрудник и ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.