+7 (800) 333-40-77 с ПН по ПТ с 10:00 до 18:00 Контакты
мы не работаем с 01 по 12 января 2015 года
    24 Июня 2015 года • Читали 4833 раза • Добавил Леонкин

    Организация повторения материала на уроках математики при подготовке к ЕГЭ в 11 классе

    Проблема подготовки учащихся к ЕГЭ не перестаёт быть актуальной со времени появления данного нововведения в системе итоговых испытаний в некоторых регионах нашей страны в 2001 году в экспериментальном и во всеобщем масштабе в 2009 году в обязательном порядке. В первую очередь, естественно, это касается обязательных экзаменов, в том числе – математики.

    Данная проблема настолько же многогранна, насколько разнообразна система подготовки выпускников, их образовательные запросы, уровень математической подготовленности, планы на получение дальнейшего образования.

    Одно из центральных мест в подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ занимает повторение пройденного материала. При этом учителю необходимо решать вопрос об организации такого повторения, учитывая, помимо различных образовательных потребностей выпускников, ещё и требования школьной программы, необходимость выполнения которой не отменяется.

    Не секрет, что во многих школах во главу угла ставится именно успешная сдача выпускниками единого государственного экзамена, в связи с чем ряд тем из школьной программы, варианты заданий на которые отсутствуют в экзаменационном бланке, преподаются поверхностно либо не изучаются вовсе, что может привести к значительным проблемам у будущих студентов в освоении уже вузовского курса математики.

    Ряд образовательных заведений пытаются решить данную проблему за счёт организации различного рода внеурочных курсов, полностью посвящённых повторению того материала из школьного курса математики, который будет актуален при сдаче ЕГЭ именно в текущем году.

    Данная тема, несомненно, представляющая немалый интерес, всё же находится за рамками моей работы – я же хотел бы сконцентрироваться на организации повторения материала именно на уроках математики.

    Подходя к вопросу такой организации, учитель математики сталкивается, прежде всего, с решением следующих задач:

    - временными ограничениями, диктующимися как необходимостью хотя бы формального освоения всех разделов школьной программы, так и предельными нормами нагрузки для учащихся старших классов;
    - преодолением различия в математической подготовленности учащихся, которая определяется как общеобразовательным уровнем, так и образовательными предпочтениями каждого из них;
    - недостаточная мотивация большинства учащихся, что связано как с возрастными особенностями, так и с целым комплексом причин – начиная от тех же образовательных предпочтений и заканчивая общественными клише [1].

    Как видим, данные задачи взаимообусловлены и решение каждой из них связано с решением остальных.

    Центральной из них мы считаем всё же задачу повышения у учащихся мотивации к учению, которая может принимать различные формы – от мотивации к овладению конкретными математическими знаниями до мотивации успешно сдать экзамен и поступить в престижный вуз – в любом случае, такая сформированная мотивация является залогом эффективного повторения материала и, как следствие, удовлетворительного прохождения экзаменационных испытаний.

    Итак, основной задачей организации повторения материала на уроках математики при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ является задача повышения их образовательной мотивации. При решении данной задачи необходимо будут решены и две другие, сформулированные нами.

    Мотивы к обучению (и повторению учебного материала) практически полностью формируются при осуществлении этой деятельности, ввиду чего важно выстроить её таким образом, чтобы указанная мотивация, как минимум, не ослабевала.

    Выделим несколько факторов, влияющих, по нашему мнению, на формирование положительной мотивации к учению:

    - содержание материала, на основе которого проводится обучения и повторение;
    - формы и методы организации учебной деятельности;
    - формы оценивания деятельности учащихся;
    - педагогический стиль учителя при подаче нового материала и повторении пройденного.

    Под содержанием материала в данном случае понимается содержание тем, предусмотренных для повторения при подготовке учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике [2].

    Организация повторения учебного материала должна опираться на прошлые знания, при этом нельзя ограничиваться только ими, необходимо постоянно привносить нечто новое, пусть и из смежных разделов математики. Необходимо дать понять старшеклассникам, что математика – не набор оторванных от реальной жизни приёмов и методов, а, напротив, максимально абстрактная, написанная лаконичным языком логики, научная картина мира в её современном понимании. Не стоит опасаться «излишней научности», которая якобы может привести к потере интереса со стороны учащихся, демотивировать их [1].

    Напротив, подавляющее большинство хотя бы частично заинтересованных в предмете обучающихся – а на таких и делается при организации повторения материала основной акцент – способно очень чутко улавливать в отношении педагога к ним малейшее пренебрежение, выражающееся в сознательном упрощении преподаваемого материала. Та же причина может вызвать у обучаемых и недоверие к педагогу, сомнения в его профессиональной компетентности.

    В исследованиях различного уровня отмечается, что повторение той или иной темы должно включать в себя три этапа: мотивационный этап, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный этапы [1].

    Под мотивационным этапом понимается предварительное сообщение, в котором перед учащимися освещаются основные задачи повторения данной темы. В нашем случае такое сообщение может быть проиллюстрировано заданиями из варианта ЕГЭ на рассматриваемую тему.

    Этот этап состоит из трёх составляющих:

    Ознакомление учащихся с темой для повторения посредством её представления с новой, неожиданной для них, стороны:

    а) постановкой какой-либо практико-ориентированной задачи;
    б) решением типового задания из ЕГЭ на данную тему, без предварительного её оглашения;
    в) сообщением о путях решения подобных заданий в истории развития математики.

    2. Прямое формулирование повторяемой темы с классическим арсеналом методов повторения.
    3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по повторению данной темы.

    На операционно-познавательном этапе учащиеся повторяют содержание темы, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием, в случае необходимости, открывают для себя в ней что-то новое.

    Здесь важно дать учащимся понять, насколько важно выполнение указаний учителя для успешного выполнения поставленной задачи – сдачи экзамена. Крайне важно для поддержания мотивации к учению обеспечить старшеклассникам положительные эмоции от удовлетворения от проделанной работы, продемонстрировать динамику движения вперёд. Здесь, на этом этапе, можно провести пробное тестирование по тем разделам ЕГЭ, которые затрагивают материалы по данной теме. Успешное выполнение этой части теста и даст те самые положительные эмоции.

    В ходе рефлексивно-оценочного этапа проводится анализ выполненной работы и её итоговое оценивание. При подведении итогов необходимо сделать акцент на положительных моментах, но уделить также должное внимание и неизбежно имеющим место недостаткам подготовки. Таким образом, данный этап нацелен на укрепление устойчивости мотивации учащихся к обучению, в то же время, он должен дать пищу для размышлений и задать направление для дальнейшей деятельности по повторению учебного материала.

    Оценивание результатов выполнения учебных заданий – одно из ведущих звеньев в мотивации учащихся. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получение хороших результатов становится для учащихся самоцелью. В свете поставленной задачи – подготовке к успешной сдаче экзамена – это само по себе неплохо. Однако, если принимать во внимание решение более глобальных образовательных задач, что должен делать каждый квалифицированный педагог, надо отметить, что происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на оценку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности и к деформации развития личности учащихся.

    Мотивы учения неизбежно формируются под влиянием стилей преподавательской деятельности учителя, при этом необходимо учитывать, что различные стили преподавания формируют у учащихся различные мотивы. Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения в ущерб внутренней. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интенсивной мотивации; а либеральный стиль приводит к снижению мотивации к учению и подменяет её мотивом надежды на успех [1].

    Здесь необходимо также добавить, что выбор стиля преподавания во многом зависит и от контингента учащихся, их изначальной мотивации и образовательных установок. Для хорошо мотивированных учеников при организации повторения материала вполне может подойти и либеральный стиль преподавания, в условиях, требующих поддержания дисциплины, можно применить авторитарный стиль и т.д.

    Для решения комплекса задач, выделенных в начале статьи, нами были выявлены следующие педагогические условия эффективной организации повторения учебного материала на уроках математики с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ:

    1) Проведение диагностики исходного уровня математической подготовленности учащихся. Это необходимо для того, чтобы осуществить впоследствии дифференцированный (личностно-ориентированный) подход при организации повторения материала, в соответствии с уровнем подготовленности каждого учащегося, выявить его индивидуальные пробелы и принять меры к их устранению в процессе повторения. Исходя из личного педагогического опыта, отметим, что, по результатам диагностики, оптимальным будет разделить весь контингент учащихся на три группы (сильную, среднюю и слабую), для каждой из которой будут подбираться задания, исходя из принципа посильности. Сама форма единого государственного экзамена благоприятствует такой постановке задачи, поскольку дифференциация заданий в нём уже предполагает различные уровни сложности.

    Что касается форм организации и проведения самой диагностики, то она может быть свободной. В тех случаях, когда педагог работает с данным контингентом учащихся не первый год, такая диагностика может по умолчанию проводиться по текущей успеваемости учащихся.

    В ситуации, когда контингент учащихся педагогу знаком слабо, можно провести пробное ЕГЭ-тестирование или применить любые математические тесты подобной направленности.

    Следует заметить, что результаты диагностики, особенно в последнем случае, ошибочно было бы считать окончательными, в процессе повторения материала неизбежно будут учащиеся, которые, в соответствии с динамикой своей математической подготовленности, будут переходить из слабых групп в сильные и наоборот.

    2) Формирование понимания важности математических знаний для успешной и эффективной последующей образовательной деятельности.

    Данное условие, разумеется, ориентировано, в первую очередь, на учащихся, которые готовятся продолжить своё образование в учебных заведениях математической и технической направленности. Однако, не стоит недооценивать значения математических знаний и для гуманитариев – в частности, простейших методов теории вероятностей, включённых в программу ЕГЭ.

    3) Стимулирование целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся по повторению пройденного материала с помощью специально подобранных заданий, требующих соответствующей математической подготовленности.

    Важность последнего педагогического условия вытекает из ограничения времени, которое педагог может выделить на уроках математики для повторения материала, знание которого необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.

    Если всё затраченное на повторение время для ученика будет ограничиваться только частями специально выделенных для этого уроков – трудно ожидать хороших результатов на экзамене. Необходимо требовать от учащихся (в том числе и через грамотную работу с родителями) самостоятельного повторения в продолжение классно-урочных занятий.

    Данное условие сравнительно легко реализовывается ввиду значительного количества специально подобранных заданий в соответствующей, ежегодно обновляемой, литературе и сети Internet.

    Считаем, что при выполнении при организации повторения материала при подготовке к ЕГЭ на уроках математики в 11 классе вышеназванных педагогических условий, будут успешно решены выделенные в начале статьи задачи.

    Литература

    1. Беленов Н.В. Повышение мотивации учащихся к овладению математическими знаниями. – Самара, 2006. – 60 с.
    2. Поярков К.А. Организация эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в старших классах общеобразовательной школы. – Нижневартовск, 2013. – 112 с.

    Леонкин Михаил Иванович, Заслуженный учитель РФ,
    учитель математики высшей категории Государственной бюджетной общеобразовательной средней Школы № 717 г. Москвы.

    Яндекс.Метрика