Современный процесс образования в школе уже немыслим без информационных технологий и интерактивных методов обучения, которые позволяют создать дидактические условия, реализующие системно-деятельностный подход к обучению (лежащий в основе нового поколения ФГОС) и раскрывающие интеллектуальный потенциал, помогающие развить предметные и метапредметные компетентности обучаемых. В последнее время в учебный процесс активно внедряются обучающие инструменты Smart, одними из которых являются интерактивные доски. Нам, как учителю-предметнику, при преподавании физики это позволяет существенно изменить и разнообразить способ подачи учебной информации ученикам, применяя инновационные возможности мультимедиа, визуализации, интерактивной коммуникации и диалога (в т.ч. с выходом в сеть Интернет), накопления и хранения информации, обратной связи, аудио- и видеоэффекты, сенсорные эффекты, электронные учебники в различной форме. Ведущей целью применения интерактивной доски Smart Board на уроке физике мы считаем достижение более глубокого усвоения обучаемыми учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в предметную среду. С помощью интерактивных досок Smart Board учитель физики может работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. При объяснении учебного материала можно использовать эффекты увеличения на весь экран нужно объекта, управлять звуковым сопровождением, создавать графические комментарии маркером к изучаемому определению, формуле и т.д., или поставить оценки учащимся в электронном журнале [2].
Простейшей формой применения интерактивной доски Smart Board на уроках физики является проведение учебных занятий с помощью подготовленных в программе Microsoft PowerPoint презентаций, состоящих из слайдов с анимированными эффектами, а также отдельная подготовка иллюстраций, анимационных Flash-изображений, визуализирующих различные физические явления и процессы. Рисунки при этом педагог не обязательно должен создавать сам, он имеет возможность как вставлять их из внешних файлов, так и брать из встроенных коллекций среды Smart, а также сети Интернет. Кроме того, интерактивная среда Smart предоставляет гораздо больше возможностей при осуществлении контроля знаний обучаемых, позволяя реализовать принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске Smart, благодаря сенсорным технологиям, дает возможность перейти от одной темы к другой, возвратиться к повторению необходимого материала, провести интерактивную лабораторную работу (даже при отсутствии реального оснащения), сделать видеозапись ответа учащегося, провести интерактивное тестирование всей группы или ряда учеников. Компьютерное моделирование с использованием интерактивной доски Smart позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их детали. Особую эффективность при этом использование данного обучающего средства показывает при применении метода «опережающего обучения» или «пошагового опоздания» с ответом, когда педагог сначала заслушивает ответы обучаемых, затем демонстрирует вопросы, комментарии, проводит рефлексию и формулирует выводы по изучаемой теме урока.
В условиях современного образовательного процесса важно не только предложить обучаемых систему готовых научных знаний, но и развить у них компетентности практического характера. Это предполагает такую организацию учебного процесса, в рамках которой предметное содержание соотносится с личностным опытом школьника [2, с.22]. Данный принцип позволяет создавать большое количество творческих интерактивных заданий, усложняющегося характера. Например, можно просто начертить изображения элементов электрической цепи на интерактивной доске самому педагогу, а можно попросить сделать это обучаемых или, используя сенсорные свойства доски, предложить учащимся собрать электрическую цепь с помощью маркера из предлагаемых элементов (включив в задание лишние детали). Аналогично можно предложить задание на восстановление единиц измерения, формул и др. Представление такого рода заданий с помощью интерактивной доски дает возможность визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой (так как слайды готовятся заранее). Для проверки текущего уровня знаний учащихся на уроках физики мы используем специальные интерактивные задания. Это могут быть самостоятельные лабораторные работы по физике или проектные задания, интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивное тестирование. Система управления интерактивными заданиями дает возможность сразу же проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы.
Внедрение интерактивных SMART технологий в обучающий процесс приводит к его качественному изменению и обеспечивает устойчивую предметную мотивацию у учащихся к изучению физики, упрощает формирование у обучаемых основных понятий по изучаемой теме, их повтор, самостоятельное освоение их отдельных аспектов, формирует умения применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов, развивает наблюдательность, образное и аналитическое мышление, продуктивную деятельность, творческий подход. На наш взгляд, дидактический потенциал интерактивной доски еще до конца не раскрыт и в целом фактически бесконечен, открывая для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Телегина И.В. Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала. Учеб.-метод. пособие. Самара: ПГСГА, 2010. 169 с.
2. Использование интерактивных досок по предметам [Электронный ресурс]. URL: http://www.smartboard.ru/ view.pl?mid=1131617522
Санджирева Зоя Хомяевна, учитель физики высшей категории.